Последние публикации

27 Ноя 2020
Икорного короля взяли за жабры
27 Ноя 2020
Придорожная торговля рыбой и икрой попала под санкции
27 Ноя 2020
Итоги контрольно-надзорной деятельности в период лососевой путины 2020 года.
27 Ноя 2020
В поисках точки опоры
27 Ноя 2020
Мурманская компания увеличит производство филе рыбы за счет постройки траулера в 2022 году
27 Ноя 2020
О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота
27 Ноя 2020
Цена экспорта филе выращенной трески из Норвегии продолжает расти при снижении уровня поставок
27 Ноя 2020
О задержании 3526 кг рыбы без ветеринарных сопроводительных документов
27 Ноя 2020
В Мьянме запущен проект «умного» совместного управления рыбными запасами
27 Ноя 2020
Подводные технологии помогут бороться с незаконным промыслом в Австралии
27 Ноя 2020
Под сомнительный треск льда на озере Буссе собралось не меньше сотни рыбаков
27 Ноя 2020
2 тонны рыбы-лапши зашло в сети сахалинских добытчиков
27 Ноя 2020
Как прошел нерестовый период?
27 Ноя 2020
В Челябинске подвели итоги рыбоохранной работы и наградили инспекторов
27 Ноя 2020
Более 50 тысяч сеголеток черного амура выпустили в озера Песьво и Удомля Тверской области
27 Ноя 2020
За январь-октябрь 2020 года объем экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов вырос на 7%
26 Ноя 2020
Почти 40 тыс. мальков черноморского лосося выпустили в реку Мзымта в Сочи
26 Ноя 2020
На Сахалине рыбаки массово проваливаются под лед озера Буссе в погоне за корюшкой
26 Ноя 2020
На Ямале впервые создадут цех по производству рыбной муки
26 Ноя 2020
На Вологодчине выращено более 600 тонн товарной рыбы
26 Ноя 2020
Предприятиям-экспортёрам на Камчатке планируют возмещать часть затрат на доставку экспортной продукции
26 Ноя 2020
403 тонны углохвостой креветки добыли сахалинские рыбаки
26 Ноя 2020
Ожидается, что в этом году вьетнамский экспорт пангасиуса вырастет до 1,5 млрд долл. США
26 Ноя 2020
Партия икры морского ежа из Мурманска направлена на промышленную переработку
26 Ноя 2020
Спрос на норвежскую мороженую скумбрию вырос на 19 процентов
26 Ноя 2020
Датская AKVA заключила крупную сделку по проекту аквакультуры лосося в Китае
26 Ноя 2020
В Северо-Охотоморской подзоне убили на 34 морских зайца больше, чем было можно
26 Ноя 2020
Двое охинцев выудили на реке Булкунар 517 тушек горбуши и кеты
26 Ноя 2020
Три новых причала введут в эксплуатацию в мае следующего года
26 Ноя 2020
На 23 ноября российские рыбаки добыли свыше 4,5 млн тонн водных биоресурсов
26 Ноя 2020
Суды встают на защиту прав рыбоводных хозяйств
26 Ноя 2020
На водоемах УрФО инспекторами рыбоохраны за неделю выявлено более 70 нарушений
25 Ноя 2020
Трутнев: Конфликта между рыбаками и бизнесом на Дальнем Востоке нет
25 Ноя 2020
Более 600 кг черной икры задержали на трассе в Иркутской области
25 Ноя 2020
Промысловые компании Сахалина начали реализовывать свежую рыбу по доступной цене
25 Ноя 2020
«Вкусы России»: поддержим камчатскую продукцию!
25 Ноя 2020
Красный прилив
25 Ноя 2020
Сахалин поддержал инициативу по закрытию российских портов для судов-браконьеров
25 Ноя 2020
Тонну курильского минтая не выпустили из Омской области в Казахстан
25 Ноя 2020
Власти Удмуртии до 2025 года планируют вложить почти 350 млн рублей в производство рыбы
25 Ноя 2020
Восстановить прибрежный промысел
25 Ноя 2020
Еще двум компаниям из Мурманской области одобрены заявки на получение статуса резидента Арктической зоны РФ
25 Ноя 2020
Российская рыбопродукция ждет согласования ветсертификатов с Египтом
25 Ноя 2020
Организована проверка по факту происшествия с рыболовецкими судами в Баренцевом море
25 Ноя 2020
Трагедия реки Камчатки
25 Ноя 2020
Проект Роспотребнадзора о новых требованиях к маркировке продуктов раскритиковали
25 Ноя 2020
Путин подписал закон об упрощении возврата НДС при экспорте рыбы
25 Ноя 2020
Омуля в Байкале все больше, но до разрешения рыбной ловли еще далеко
25 Ноя 2020
Россия и Республика Беларусь обсудили вопросы охраны и рационального использования водных биоресурсов
25 Ноя 2020
Вылов пелагических видов рыб на 96% превышает показатели прошлого года

Подписка на новости

Валентин Балашов: о рыболовстве по патенту

5685
Эксклюзив

Минсельхоз России рассматривает возможность ввести продажу любительских уловов в законодательные рамки. Владельцы патентов могут получить право легально реализовывать рыбу.

Проблема с отсутствием контроля за реализацией уловов рыбаками-любителями обсуждалась 7 августа в Астрахани на совещании, посвящённом обсуждению Федерального закона от 25 декабря 2018 года N 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в полном объёме вступает в силу с 1 января 2020 года.

«Если ты рыбак-любитель, то можешь ловить для себя, для пропитания, просто для удовольствия. При этом если ты хочешь реализовывать, то через патентное право, то есть ты можешь купить патент и заниматься коммерческой деятельностью как малый предприниматель.», - озвучил позицию ведомства Заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Васильевич Шестаков.

Вопрос в настоящее время находится в стадии обсуждения.

Ранее эта тема поднималась на совещании, которое состоялось в правительстве Мурманской области 28 мая 2019 года. В расширенном заседании приняли участие заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, заместитель генерального прокурора России Алексей Захаров, врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис, а также представители пограничной службы ФСБ России, ФТС России, транспортной прокуратуры, Россельхознадзора, общественных объединений рыбного хозяйства Мурманской области.

Комментарий

Несмотря на запрет, не является «тайной» то, что в богатых рыбой приморских регионах часть населения не от хорошей жизни почти два десятилетия торгует рыбой, выловленной в «режиме» любительского рыболовства. Формально эти граждане являются правонарушителями. Более того, подобная «рыбная продукция» не предъявляется для ветеринарного контроля, что представляет потенциальную угрозу здоровью населения, приобретающего данные «товары».

К сожалению, в законодательстве о рыболовстве за пятнадцать лет так и не был реализован в достаточной мере установленный Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон) принцип «учёта интересов населения, для которого рыболовство является основой существования». Тем не менее, Закон сформировал устойчивую производственную структуру рыбной отрасли, состоящую из различных форм и масштабов рыбохозяйственных организаций, в первую очередь в морской рыбодобыче.

Введение в Закон новых видов рыболовства и новых видов квот в настоящее время является спорным вопросом.

В первую очередь, с точки зрения экономического баланса частей допустимых ежегодных объёмов изъятия водных биологических ресурсов между уже существующими видами рыболовства (общие допустимые улововы водных биологических ресурсов применительно к видам квот) и соответственно экономики российских предприятий, давно и успешно занимающимися морским рыболовством и планирующих свою дальнейшую деятельность. Кроме этого, появляется задача определения новых пользователей нового вида рыболовства (когда квота, то играет экономическую роль их количество), перечня, объёма и категории водных биологических ресурсов для нового вида рыболовства, принципа первоначального распределения между новыми лицами объёмов добычи (вылова) водных биоресурсов, типа договоров в зависимости от категории водных биоресурсов («договор на доли» или «договор пользования»), условий осуществления нового вида рыболовства новыми пользователями, включая получение или «неполучение» ими разрешения на промысел, процент «освоения», и многое другое.

В то же самое время неправильно продолжать игнорировать две, очевидные взаимосвязанные, ставшие уже хроническими проблемы:

незаконный торговый оборот части рыбной продукции из уловов законно добытых (выловленных) водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства и не вызывающее сомнений у власти социальное загнивание сельских и городских поселений на морском побережье Российской Федерации.

Вероятнее всего ситуация уже требует принятия государственных решений.

Как было сказано выше, в связи с отсутствием в Законе норм, направленных на реализацию принципа «учёта интересов населения, для которого рыболовство является основой существования», в частности, населённые пункты Мурманской области, расположенные на берегу Баренцева и Белого морей, в последние пятнадцать лет лишились условий для социально-экономического развития и в настоящее время находятся в депрессивном состоянии. У людей, проживающих на этих территориях нет работы и достаточных денежных средств к существованию. В результате не представляется возможным содержать коммунальную, транспортную, энергетическую, техническую и социальную инфраструктуру данных населённых пунктов. Часть инфраструктуры находится в аварийном состоянии и не может эксплуатироваться. Количество жителей на побережье Баренцева и Белого морей Мурманской области сократилось с пятидесяти до десяти тысяч человек. Приморские (приграничные) сельские и городские поселения вымирают.

Нужно ли это государству?

Следует отметить, что люди в этих местах поселились именно из-за рыболовства. Более двухсот лет успешно занимались морским промыслом и торговлей, которые являлись и остаются основой их жизнедеятельности. Морские посёлки на Кольском полуострове всегда были благополучны и самодостаточны, от государственной власти им, как правило, не требовалось дополнительной бюджетной поддержки.

Что теперь?

В настоящее время постоянно живущие в указанной местности лица, находясь у моря, при единственной законной возможности ловить рыбу только в «режиме» любительского рыболовства, не имеют права легально реализовывать уловы, приобрести на вырученные средства продовольственные и иные товары народного потребления и таким образом обеспечить себе материальную основу для существования на данных территориях Российской Федерации.

При отсутствии в морском посёлке другой работы, такое положение дел вынуждает людей продавать рыбу.

В то же самое время подобный вопрос законодательно решён с продукцией любительской охоты. Федеральным Законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» гражданам дано право продавать продукцию любительской охоты.

Статья 14. Любительская и спортивная охота

6. Продукция охоты в случае, если она не используется для личного потребления физическими лицами, осуществляющими любительскую и спортивную охоту, реализуется указанными лицами организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.

Очевидно, что рыбаки-любители законодательно ограничены в праве распоряжения своей собственностью (уловом) в сравнении с охотниками-любителями. Обращает на себя внимание то, что один и тот же гражданин Российской Федерации в одном и том же месте в субботу может быть охотником-любителем, а в воскресенье рыбаком-любителем. При этом в понедельник законно продать рябчика он может, а камбалу нет.

Необходимо официально признать, что нелегальный торговый оборот рыбной продукции из части уловов водных биоресурсов при законном осуществлении любительского рыболовства существует уже много лет, бороться с этим бессмысленно.

При наличии возможности граждане сдавали бы рыбу в специализированные торговые организации и не занималась бы этим, как, например, в соседней Норвегии (230 км. от Мурманска) рыбак-любитель может спокойно, оставив себе пару рыбин, продать любительский улов, если он ему не нужен, ближайшей рыбфабрике, и довольный от прожитого на морской рыбалке дня пойти домой. По окончании финансового года заплатит налог. Ничего сложного и фантастического, всё администрируется и контролируется.

Легализация данного явления в нашей стране скорее всего созрела и будет только на пользу государству и жителям сельских и городских поселений в приморских субъектах Российской Федерации. «Страхи» отдельных чиновников за «судьбу рынка» беспочвенны, никакого практического негативного влияния на внутренний рыбный рынок Российской Федерации часть объёма уловов любительского рыболовства оказать не может, это совершенно несопоставимая с величиной торгового оборота российского рыбного рынка цифра.

Браконьерство и оборот незаконно добытых (выловленых) водных биоресурсов при любом виде рыболовства - это другая тема, не являющаяся предметом данного рассмотрения. Браконьеров, нелегальных перекупщиков, их подельников и организаторов не администрируют, их ловят и сажают в тюрьму без всяких «дискуссий». Для этого существуют соответствующие службы.

Министерству сельского хозяйства России предлагается рассмотреть возможность внесения в законодательство о рыболовстве изменений, позволяющих гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в сельских и городских поселениях на морском побережье Российской Федерации, систематически занимающихся любительским рыболовством,реализовать право на продажу (совершать сделки на возмездной основе) части уловов морских водных биоресурсов,добытых (выловленных) при осуществлении любительского рыболовства, на основании решения органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, с условием добычи (вылова) физическими лицами морских водных биоресурсов в соответствие с бассейновыми правилами рыболовства, в пределах установленной суточной нормы добычи (вылова) водных биоресурсов, обязательного учёта и государственной отчётности по данному виду деятельности, уплаты сбора за пользование объектами морских водных биологических ресурсов, соответствующего налога при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что патентная система налогообложения применяется в отношении вида предпринимательской деятельности «товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство». Эта предпринимательская деятельность в соответствие с Новый классификатором кодов ОКВЭД-2 от 2019 года (Код ОКВЭД 93.19) «связанна со спортивно-любительским рыболовством и охотой».

Таким образом предлагается Статью 2 Федерального Закона от 25 декабря 2018 года N 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изложить в следующей редакции.

«1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) любительское рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы), осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

2) суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов - разрешенный гражданину для добычи (вылова) в течение суток объем (количество, вес) водных биоресурсов, не относящихся к видам (подвидам и популяциям), занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

3) любительское (товарное) рыболовство - предпринимательская деятельность по добыче (вылову) морских водных биоресурсов, осуществляемая физическими лицами в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях реализации неиспользуемой для личного потребления части уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении любительского рыболовства, в организации, осуществляющие деятельность по закупке уловов морских водных биоресурсов.».

2. Иные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральном законе от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предоставление гражданам права реализовывать уловы водных биоресурсов при осуществлении любительского (товарного) рыболовства обеспечит законодательную основу для частичной трудовой занятости людей, постоянно проживающих в утверждённых перечнем Правительством Российской Федерации сельских и городских поселениях на морском побережье России, формирования дополнительных доходов бюджетов соответствующих приморских субъектов Российской Федерации для финансирования инфраструктуры данных поселений, усиления общественного контроля в сфере рыболовства и предотвращения браконьерства, осуществления ветеринарного контроля предлагаемой к реализации рыбы в организациях, осуществляющих деятельность по закупке уловов морских водных биоресурсов, роста объёма предложения рыбных товаров, на соответствующих территориях по доступным для местного населения ценам.

Предлагаемые изменения законодательства о рыболовстве не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Валентин Валентинович Балашов


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Ноябрь   <  2020 г.