Последние публикации

17 Фев 2020
143 тысячи тонн морских водорослей рекомендовано добыть в водах Сахалина и Курил
17 Фев 2020
Производственный комплекс донского ЗАО «Рыбколхоз Вешенский» не смогли продать на торгах
17 Фев 2020
Россия увеличит экспорт сельхозпродукции в Сербию
17 Фев 2020
Завод по производству рыбной муки и рыбьего жира на Кунашире планируют открыть летом 2020 года
17 Фев 2020
В 2019 году камчатские рыбаки добыли 1 миллион 554 тысячи тонн водных биоресурсов
17 Фев 2020
Инвесторы в аквакультуру Дальнего Востока за 1,5 года получили в 2 раза больше акваторий, чем за предыдущие 20 лет
17 Фев 2020
В Мурманске состоится VII международная конференция «Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы»
17 Фев 2020
230-метровая фабрика по переработке рыбы «Владивосток-2000» пришла на Камчатку
17 Фев 2020
Плановые проверки рыболовецких судов в районе промысла могут отменить
17 Фев 2020
К дню дурака!
17 Фев 2020
ЗАО «Чароит» внесло заведомо ложные данные в эВСД на партию камчатских крабов
17 Фев 2020
Минсельхоз утвердил новый порядок передачи данных о рыбопромысловой деятельности
17 Фев 2020
Для борьбы с контрафактом черной икры предложили пересчитать осетров
14 Фев 2020
Январь расстроил портовиков и рыбопереработчиков
14 Фев 2020
В Омске подешевела мороженая рыба
14 Фев 2020
«Владморрыбпорт»: перегрузка рыбопродукции выросла на 38%
14 Фев 2020
66 тысяч тонн минтая, трески и сельди добыл флот Сахалинской области
14 Фев 2020
Экспорт норвежского лосося 27.01.20 – 02.02.20
14 Фев 2020
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 04.02.2020
14 Фев 2020
Экспорт аквакультурного палтуса из Норвегии в 2019 году увеличился на 30 %, составив 1200 тонн
14 Фев 2020
Объем экспорта гребешка из Норвегии в 2019 году снизился на 25 %
14 Фев 2020
Новые корма норвежских ученых увеличивают омега-3 в лососе
14 Фев 2020
Компании Саудовской Аравии объединяются для развития аквакультуры
14 Фев 2020
Владимир Илюхин: «В 2020 году в Петропавловске-Камчатском появится рыбный рынок, где будет представлена свежая продукция»
14 Фев 2020
66 инвестплощадок для строительства УЗВ-ферм по выращиванию товарной рыбы сформированы в Новгороде
14 Фев 2020
Более 200 млн рублей потратят на адресную поддержку экспортеров Подмосковья в 2020 году
14 Фев 2020
Краб ищет покупателя
14 Фев 2020
ФАС в Приморье молчит об увеличении цен на китайские продукты
14 Фев 2020
Почему в Крыму закроют Керченский рыбный порт и паромную переправу
14 Фев 2020
Севастополь развивает рыбохозяйственный комплекс в рамках федеральной Стратегии
14 Фев 2020
О проведении заседания комиссии по определению границ рыбоводных участков на территории Нижегородской области
14 Фев 2020
В Нижегородской области на 54 тонны выросло производство рыбы
14 Фев 2020
Навагу рыбопромышленники Ноглик ловить не торопятся
14 Фев 2020
Итоги года: производство лососевых за 5 лет выросло более чем в 2 раза – до 90,8 тыс. тонн - предварительные данные
14 Фев 2020
Итоги года: производство продукции аквакультуры в 2019 году выросло на 20% – до 286,8 тыс. тонн - предварительные данные
14 Фев 2020
ЦСМС запустил пилотный проект по передаче отчетности через ЭПЖ при прибрежном вылове
14 Фев 2020
Внимание: нерестовый запрет на любительский лов камбалы-глоссы в Черном море
14 Фев 2020
В Севастополе чествовали ветерана рыбной отрасли
13 Фев 2020
Ситуация с «Антаресом» под контролем
13 Фев 2020
Юрий Трутнев прилетит на Сахалин послушать про разворот Севморпути
13 Фев 2020
Ярославская область отгрузила судостроительной продукции на 12 млрд рублей
13 Фев 2020
В январе из Приморья и Сахалина экспортировано более 1200 партий рыбной продукции
13 Фев 2020
Квоты глубоководных крабов на Дальнем Востоке стали заложниками просчетов и ошибок
13 Фев 2020
Выявлено около шести тонн немаркированной рыбы
13 Фев 2020
Находкинский рыбпорт в 2019г увеличил перевалку на 4,7%
13 Фев 2020
Субсидии за строительство краболовов на Дальнем Востоке планируют выплачивать с 2021 года
13 Фев 2020
Поставки товаров из Китая на Дальний Восток возобновились в меньшем объеме
13 Фев 2020
О продукции, не соответствующей обязательным требованиям
13 Фев 2020
Промышленный фудшеринг против бедности
13 Фев 2020
Экспорт продукции АПК в 2020 году может составить $25,8 млрд

Подписка на новости

Рыбный свист осваивает министр

3933
Эксклюзив

На состоявшемся 23 июля 2019 года «правительственном часе» пленарного заседания Совета Федерации с докладом «О долгосрочной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса» выступил министр сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз) Дмитрий Николаевич Патрушев. Это было его первое выступление в Совете Федерации с момента назначения министром и, что особенно интригующее, это выступление было посвящено именно развитию рыбохозяйственного комплекса, а не агропромышленного.

Как правило, по рыбной тематике в Государственной Думе и Совете Федерации материалы, доклады по законодательным проектам, положению и перспективам развития отрасли ранее представлял курирующий рыбу заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Федерального агентства Российской Федерации по рыболовству (далее - Росрыболовство) Илья Васильевич Шестаков. И, судя по отзывам депутатов и сенаторов, он с этой задачей справлялся.

Возникает вопрос: «Чем вызвана такая, неожиданная, замена-рокировка основного докладчика, не прямого куратора по рыбе, на этом заседании?». Тем более что Илья Шестаков присутствовал на нем и даже давал пояснения по ряду вопросов по просьбе министра Дмитрия Патрушева и председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. На это имеются две версии.

Первая - это то, что власть (а это администрация президента, да и правительства) дает сигнал, напоминает, что ответственность за положение дел в рыбной отрасли и перспективах ее развития несет, прежде всего, Минсельхоз и возглавляющий его министр. Поскольку Росрыболовство подчинено Минсельхозу. К тому же все законодательные инициативы, возникшие в последние четыре года (инвестквоты, аукционы, единое промысловое пространства для прибрежного рыболовства, новый подход к промучасткам, реорганизация рыбохозяйственной науки, изменения налоговой системы и т. д.) исходили именно от Минсельхоза. Да, первичные проекты и материалы готовило Росрыболовство, но по указанию Минсельхоза. К тому же в Правительство Российской Федерации законопроекты, постановления, распоряжения, касающиеся рыбной отрасли, опять же в соответствии с действующими положениями вносил Минсельхоз. Таких полномочий у Росрыболовства не существует. Из этой версии следует, что, дескать, пора министру Д. Патрушеву обратить внимание на положение дел в рыбной отрасли так же, как он относится к другим направлениям в агропромышленном комплексе, а не полагаться на своего заместителя - руководителя Росрыболовства.

Вторая версия управленческая - кадровая. Что подошло, дескать, время, когда следует отказаться от совмещения в одном лице двух должностей: заместителя министра Минсельхоза – руководителя Росрыболовства. Этакий «многостаночный чиновник», как показала практика пяти лет, по моему мнению, не дал ожидаемых результатов. Точнее результаты есть, но они лежат в области пересмотра всего того положительного, что еще пока дает возможность наращивать производство за счет прошлой выверенной и пока еще действующей законодательной базы. Новые поправки в законодательную базу, «отцом» которых является Илья Шестаков, свои первые практические результаты дадут не ранее 2021-2022 года. Какими они будут? На это ответил в своем докладе министр Д. Патрушев. Об этом и свое мнение по нему - далее по тексту.

Совмещение же должностей заместителя министра Минсельхоза – руководителя Росрыболовства на практике означает: сам ставлю задачи, сам выполняю и сам же себя контролирую. Вероятно, некоторые властные структуры считают, что настало время от такого подхода отказаться. И в этой связи определить дальнейшую карьеру И. Шестакова. Остаться ему только в кресле заместителя министра Минсельхоза или только на должности руководителя Росрыболовства. Последнее - это явное понижение. Дескать, Шестаков этого не заслужил. Будучи в течение пятилетия на спаренной должности – замминистра и одновременно руководителя Росрыболовства - «многостаночного чиновника», правда, высокого ранга, он выполнил свою задачу. Изменил с помощью предложенных пусть и одной крупной рыбной компанией, и поддержанных им, и провел принципиальные поправки, меняющие основы закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Все они были одобрены Федеральным Собранием Российской Федерации и утверждены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Сделав это, И. Шестаков «заслуживает», по крайне мере, очередного карьерного роста либо «отойти» в сторону от рыбной отрасли. Реализация же на практике внесенных и принятых поправок, полагаю, не его сильный конек. Этим пусть займется сам министр Патрушев или другой, которого назначат, руководитель Росрыболовства. Они и будут пожинать плоды успехов и провалов творений Шестакова на рыбном поприще.

Из двух вышеприведенных версий, по моему мнению, более реальная все же первая. Действительно, пора министру Д. Патрушеву «погрузиться с головой» в проблемы рыбной отрасли, а не заниматься ею факультативно. И нести ответственность за ее конкретные результаты. Судя по его докладу на пленарном заседании Совета Федерации, ответов на вопросы сенаторов, высказываний в прениях, министр, полагаю, начинает это понимать.    

В своем докладе Д. Патрушев особо подчеркнул, что «…отрасль демонстрирует положительную динамику по всем ключевым экономическим показателям. Вылов водных биоресурсов в прошлом году увеличился и превысил 5 млн тонн. Это рекорд за последние 26 лет. … уловы дальневосточных лососей… составили… 676 тыс. тонн… Выручка организаций рыбной отрасли… достигла… 341 млрд рублей. Прибыль организаций за прошедший год… превысила 104 млрд рублей… Объемы экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в 2018 году превысили 2,2 млн тонн… В минувшем году мы произвели 4 164 тыс. тонн рыбной продукции». По ходу доклада были приведены и другие примеры положительных тенденций в развитии рыбной отрасли за последние годы.

А вот за счет чего все это было достигнуто? В выступлении министра Патрушева, как и в его ответах на вопросы сенаторов, этого не прозвучало. И не случайно! Ведь тогда бы следовало подтвердить, что достигнуто это было за счет сбалансированной законодательной базы, действующей последние десять лет и основой которой является «исторический принцип» наделения пользователей долями-квотами на вылов. Велик вклад в достижения отрасли рыбаков, руководителей компаний, предприятий, союзов, ассоциаций и региональных органов власти. Здесь есть также доля положительного вклада и штаба отрасли на федеральном уровне. Тогда возникает вопрос: «Зачем же вы меняете то, что дает положительные результаты и во имя чего все это делается?» Ответ повисает в воздухе, хотя он специалистам отрасли очевиден.

Ушел министр и от вопроса, заданного председателем Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко относительно доступности рыбы для населения и ее цены. «Вот за это кто-нибудь, - обратилась В. Матвиенко к Д. Патрушеву, - отвечает в стране? Или это будет такая же стихия?» Вопрос вновь повис в воздухе. Ни министр, ни его заместитель так и не смогли дать убедительного ответа.

Далее председатель Совета Федерации, не удовлетворенная ответами на свой, по ее мнению, главный вопрос да и аналогичный вопрос сенатора от Приморского края Светланы Петровны Горячевой, подчеркивает, что «… много… министром сказано, и многое делается. Но люди должны ощущать результаты этой работы, понимаете? Люди должны ощущать результаты государственной поддержки в виде ассортимента рыбы на полках и снижения цены. Путина большая, рыбы много выловили – цена должна сразу упасть, а она не падает. Где здесь слабые звенья? И что надо сделать Вам, как руководителю всей рыбохозяйственной отрасли страны, для того, чтобы все-таки на людей эти меры работали?». И в ответе прозвучали вновь малоубедительные доводы о том, что инфраструктура не та, о наценках торговых сетей и что «…для рыбаков гораздо более выгодно везти рыбу на экспорт». Спрашивается - вы же сами все это создаете посредством различных нормативных актов. Более того, постоянно звучит из уст руководства отрасли, что надо увеличивать экспорт чуть ли не вдвое, правда, в ценовом выражении. Вот для этого и осуществляется проект строительства добывающих судов на наших российских верфях и строительство рыбоперерабатывающих фабрик за счет инвестквот, которые будут, якобы, выпускать продукцию с высокой добавочной стоимостью, включая и на экспорт. А где этот мировой рынок для поставки увеличивающейся нашей рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью? Что-то он не просматривается при тщательном его анализе.

Министр Д. Патрушев еще более запутал вопрос стоимости рыбы на внутреннем рынке, когда сказал, что «…все те наши усилия, которые я озвучил в своем докладе, позволят, скажем так, снизить себестоимость вылова водных биологических ресурсов… это даст возможность нашим производителям рыбы снизить стоимость». Никаких фактов, подтверждающих такое «экономическое новшество», им не было приведено.

Представляя «Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года», министр Д. Патрушев подчеркнул, что цель стратегии - это «…увеличение совокупного вклада отрасли в валовый внутренний продукт Российской Федерации… усилить лидирующие позиции отечественной рыбной продукции на мировых рынках… (другими словами увеличение экспортаАвт.)… развитие человеческого капитала и минимизация негативного воздействия на окружающую среду». Далее для убеждения сенаторов в необходимости осуществления Стратегии министр привел поражающие воображения расчеты относительно того, что «Долгосрочные финансовые вложения нарастающим итогом составят 613 млрд рублей». При этом «Объем добычи достигнет 5,4 млн тонн, на 6 процентов превысит рекордный показатель прошлого года». Вот те на! Такие огромные финансовые вложения и такой скромный результат! Напомню министру и тем, кто готовил ему доклад, что за последние годы, с 2014 по 2018 год, без таких финансовых вложений вылов был увеличен с 4,2 млн тонн до 5, 2 млн тонн, т.е. почти на 1,0 млн тонн.

Нет смысла утомлять читателя другими «рыбными свистами» министра, прозвучавшими в его выступлении и в ответах на вопросы сенаторов. Но все же отмечу, что никаких пояснений Д. Патрушев не дал на выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации С.А. Агапцева о выявленных серьезных нарушениях со стороны Росрыболовства в использовании бюджетных средств.

Не высказал Д. Патрушев и своего отношения к другим важным вопросам: как осуществляемая Росрыболовством реорганизация рыбохозяйственной науки повлияет на качество исследований, о подготовке кадров для отрасли, об участии федерального органа в Решении IV Всероссийского Съезда работников рыбохозяйственного комплекса, как и в Решении Конференции рыбаков. Видимо, министр посчитал, что это не его уровня вопросы. А жаль! Именно в них соль профессиональной оценки всего того, что осуществляют его подчиненные.

В целом сенаторы положительно оценили доклад министра и, полагаю, были удовлетворены ответами Патрушева и его заместителя на свои вопросы. Что это было? Дань уважения к чиновникам-сановникам высокого ранга или не владение действительным положением дел в рыбной отрасли? Со своей стороны считаю, что мы имеем дело и с тем и с другим вместе взятым, а так же с продолжающимся углублением кризиса в управлении на федеральном уровне рыбной отраслью и непрофессионализмом ее руководства.

Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, подводя итог рассмотрения вопроса о «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса», обратила внимание на то, что «…неудовлетворенность от главного – рыба дорожает, и она недоступна людям, и ассортимент рыбы в такой стране, как Россия, с ее потенциалом, к сожалению, не соответствует запросам людей». И далее - «… мы же выделяем средства не просто ради развития отрасли. Это важно, но мы выделяем для того, чтобы людям стало лучше. Вся наша деятельность на это должна быть рассчитана. А вот конечного результата-то ни в докладе, ни у Вас, Илья Васильевич, и не почувствовалось – на что вы нацелены. Надо насытить свой собственный рынок рыбой, доступной для людей – вот главная задача, и на нее ориентируйтесь».

С этим, безусловно, следует согласиться. А как Минсельхоз и Росрыболовство будут   практически осуществлять поставленную Советом Федерации задачу, покажет только время.   

В.К. Зиланов, член Научно-экспертного совета Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области.

28.07.2019 г.

Рисунок: tyum-pravda.ru


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Декабрь  >     <  2019 г.  >