Последние публикации

27 Мар 2020
Кто стучится в рыбные ворота
27 Мар 2020
Забайкальцы стали больше покупать рыбы на фоне информации о коронавирусе
27 Мар 2020
ФАС России усилила контроль за ценами на социально значимые продукты
27 Мар 2020
Небольшие поставщики получили шанс попасть в крупные сети из-за повышенного спроса
27 Мар 2020
Коронавирус подложил свинью сахалинским добытчикам минтая
27 Мар 2020
Для траулера «Капитан Геллер» пришел главный судовой двигатель
27 Мар 2020
ЦТСС ищет подрядчиков на разработку рабочей документации для траулера-сейнера
27 Мар 2020
17 396 тонн минтая добыли рыбаки Сахалинской области в марте
27 Мар 2020
Владморрыбпорт в рамках путины 2020г. готов принять на хранение около 3 тыс. тонн рыбопродукции
27 Мар 2020
Россельхознадзором выявлено нарушение температурного режима при транспортировке более 24 тонн мороженой скумбрии
27 Мар 2020
ВАРПЭ вновь встала на защиту всех участников рыбного рынка
27 Мар 2020
Начался прием заявок на аукцион по продаже нераспределенных квот на Дальнем Востоке
27 Мар 2020
НИС «Профессор Кагановский» открыло сезон морских экспедиционных работ на Дальнем Востоке
26 Мар 2020
Новая Зеландия является лидером по поставкам чавычи в США
26 Мар 2020
Импорт кеты в США в январе сократился более чем на 70 процентов
26 Мар 2020
Объем импорта кижуча в США в январе увеличился на 12 %, но снизился по стоимости
26 Мар 2020
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.03.2020 – 12.03.2020
26 Мар 2020
Экспорт минтая и хека из США в январе 2020 года
26 Мар 2020
Более 2 тысяч тонн ликод рекомендовано добыть у берегов Сахалина и Курил
26 Мар 2020
Корсаковским предпринимателям рассказали о субсидиях
26 Мар 2020
Россельхознадзор упрощает порядок оформления ввозимых в Россию партий продукции животного и растительного происхождения
26 Мар 2020
Морская рыба повышает настроение
26 Мар 2020
Рыбаки Мурманской области в лидерах по зарплатам в России
26 Мар 2020
Находкинский рыбпорт в 2019 году увеличил чистую прибыль в 2,7 раза на фоне роста перевалки
26 Мар 2020
АзНИИРХ разработал методы оценки пополнения промыслового запаса объектов искусственного воспроизводства на примере белого толстолобика
26 Мар 2020
Кабмин одобрил стратегию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года
26 Мар 2020
Для охраны рыбных ресурсов в период нереста задействуют беспилотники
26 Мар 2020
Власти формируют пул поставщиков продуктов на случай срывов поставок
26 Мар 2020
Мишустин: Россия занимает 7-е место в мире по притоку иностранных инвестиций в аграрную отрасль
26 Мар 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлена на экспорт 401 партия рыбной продукции
26 Мар 2020
Минтай проплывает вирус
26 Мар 2020
Создана рабочая группа по внесению изменений в Правила рыболовства при Северо-Западном территориальном управлении Росрыболовства
26 Мар 2020
15 миллионов мальков кеты выпустит к осени 2022 года сахалинский частный ЛРЗ
26 Мар 2020
Общественный совет при Росрыболовстве выступил против ограничений для судов старше 30 лет
26 Мар 2020
Вниманию рыболовов-любителей
26 Мар 2020
Новости кругосветки: образовательный центр «Морская практика» проведет вебинар по итогам участия в экспедиции парусников Росрыболовства
26 Мар 2020
Каких изменений ожидает рыбопромысловая сфера области из-за коронавируса
26 Мар 2020
В погоне за минтаем
26 Мар 2020
К 25 марта российские рыбаки добыли более 1,27 млн тонн – на 6% больше уровня 2019 года
25 Мар 2020
Остановить рыбный беспредел. Правда и кривда
25 Мар 2020
Траулеры поплыли в графиках строительства
25 Мар 2020
К 25-летию дальневосточной Базы исследовательского флота
25 Мар 2020
Импорт снежного краба в США снизился на 20 % за счет Канады
25 Мар 2020
Норвежский экспорт морепродуктов в феврале 2020 года
25 Мар 2020
Импорт и экспорт краба из США в январе 2020 года
25 Мар 2020
США в январе импортировали краба-плавунца на 45 млн долларов
25 Мар 2020
Импорт дандженесского краба в США в январе вырос
25 Мар 2020
Магазинов морепродуктов «ЗОВ» в Южно-Сахалинске стало больше
25 Мар 2020
О проведении ветеринарно-санитарного обследования хозяйства по выращиванию форели в Медвежьегорском районе
25 Мар 2020
В Карелии появится первая лаборатория для международной сертификации пищевой продукции

Подписка на новости

Рыбный свист осваивает министр

4086
Эксклюзив

На состоявшемся 23 июля 2019 года «правительственном часе» пленарного заседания Совета Федерации с докладом «О долгосрочной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса» выступил министр сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз) Дмитрий Николаевич Патрушев. Это было его первое выступление в Совете Федерации с момента назначения министром и, что особенно интригующее, это выступление было посвящено именно развитию рыбохозяйственного комплекса, а не агропромышленного.

Как правило, по рыбной тематике в Государственной Думе и Совете Федерации материалы, доклады по законодательным проектам, положению и перспективам развития отрасли ранее представлял курирующий рыбу заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Федерального агентства Российской Федерации по рыболовству (далее - Росрыболовство) Илья Васильевич Шестаков. И, судя по отзывам депутатов и сенаторов, он с этой задачей справлялся.

Возникает вопрос: «Чем вызвана такая, неожиданная, замена-рокировка основного докладчика, не прямого куратора по рыбе, на этом заседании?». Тем более что Илья Шестаков присутствовал на нем и даже давал пояснения по ряду вопросов по просьбе министра Дмитрия Патрушева и председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. На это имеются две версии.

Первая - это то, что власть (а это администрация президента, да и правительства) дает сигнал, напоминает, что ответственность за положение дел в рыбной отрасли и перспективах ее развития несет, прежде всего, Минсельхоз и возглавляющий его министр. Поскольку Росрыболовство подчинено Минсельхозу. К тому же все законодательные инициативы, возникшие в последние четыре года (инвестквоты, аукционы, единое промысловое пространства для прибрежного рыболовства, новый подход к промучасткам, реорганизация рыбохозяйственной науки, изменения налоговой системы и т. д.) исходили именно от Минсельхоза. Да, первичные проекты и материалы готовило Росрыболовство, но по указанию Минсельхоза. К тому же в Правительство Российской Федерации законопроекты, постановления, распоряжения, касающиеся рыбной отрасли, опять же в соответствии с действующими положениями вносил Минсельхоз. Таких полномочий у Росрыболовства не существует. Из этой версии следует, что, дескать, пора министру Д. Патрушеву обратить внимание на положение дел в рыбной отрасли так же, как он относится к другим направлениям в агропромышленном комплексе, а не полагаться на своего заместителя - руководителя Росрыболовства.

Вторая версия управленческая - кадровая. Что подошло, дескать, время, когда следует отказаться от совмещения в одном лице двух должностей: заместителя министра Минсельхоза – руководителя Росрыболовства. Этакий «многостаночный чиновник», как показала практика пяти лет, по моему мнению, не дал ожидаемых результатов. Точнее результаты есть, но они лежат в области пересмотра всего того положительного, что еще пока дает возможность наращивать производство за счет прошлой выверенной и пока еще действующей законодательной базы. Новые поправки в законодательную базу, «отцом» которых является Илья Шестаков, свои первые практические результаты дадут не ранее 2021-2022 года. Какими они будут? На это ответил в своем докладе министр Д. Патрушев. Об этом и свое мнение по нему - далее по тексту.

Совмещение же должностей заместителя министра Минсельхоза – руководителя Росрыболовства на практике означает: сам ставлю задачи, сам выполняю и сам же себя контролирую. Вероятно, некоторые властные структуры считают, что настало время от такого подхода отказаться. И в этой связи определить дальнейшую карьеру И. Шестакова. Остаться ему только в кресле заместителя министра Минсельхоза или только на должности руководителя Росрыболовства. Последнее - это явное понижение. Дескать, Шестаков этого не заслужил. Будучи в течение пятилетия на спаренной должности – замминистра и одновременно руководителя Росрыболовства - «многостаночного чиновника», правда, высокого ранга, он выполнил свою задачу. Изменил с помощью предложенных пусть и одной крупной рыбной компанией, и поддержанных им, и провел принципиальные поправки, меняющие основы закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Все они были одобрены Федеральным Собранием Российской Федерации и утверждены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Сделав это, И. Шестаков «заслуживает», по крайне мере, очередного карьерного роста либо «отойти» в сторону от рыбной отрасли. Реализация же на практике внесенных и принятых поправок, полагаю, не его сильный конек. Этим пусть займется сам министр Патрушев или другой, которого назначат, руководитель Росрыболовства. Они и будут пожинать плоды успехов и провалов творений Шестакова на рыбном поприще.

Из двух вышеприведенных версий, по моему мнению, более реальная все же первая. Действительно, пора министру Д. Патрушеву «погрузиться с головой» в проблемы рыбной отрасли, а не заниматься ею факультативно. И нести ответственность за ее конкретные результаты. Судя по его докладу на пленарном заседании Совета Федерации, ответов на вопросы сенаторов, высказываний в прениях, министр, полагаю, начинает это понимать.    

В своем докладе Д. Патрушев особо подчеркнул, что «…отрасль демонстрирует положительную динамику по всем ключевым экономическим показателям. Вылов водных биоресурсов в прошлом году увеличился и превысил 5 млн тонн. Это рекорд за последние 26 лет. … уловы дальневосточных лососей… составили… 676 тыс. тонн… Выручка организаций рыбной отрасли… достигла… 341 млрд рублей. Прибыль организаций за прошедший год… превысила 104 млрд рублей… Объемы экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в 2018 году превысили 2,2 млн тонн… В минувшем году мы произвели 4 164 тыс. тонн рыбной продукции». По ходу доклада были приведены и другие примеры положительных тенденций в развитии рыбной отрасли за последние годы.

А вот за счет чего все это было достигнуто? В выступлении министра Патрушева, как и в его ответах на вопросы сенаторов, этого не прозвучало. И не случайно! Ведь тогда бы следовало подтвердить, что достигнуто это было за счет сбалансированной законодательной базы, действующей последние десять лет и основой которой является «исторический принцип» наделения пользователей долями-квотами на вылов. Велик вклад в достижения отрасли рыбаков, руководителей компаний, предприятий, союзов, ассоциаций и региональных органов власти. Здесь есть также доля положительного вклада и штаба отрасли на федеральном уровне. Тогда возникает вопрос: «Зачем же вы меняете то, что дает положительные результаты и во имя чего все это делается?» Ответ повисает в воздухе, хотя он специалистам отрасли очевиден.

Ушел министр и от вопроса, заданного председателем Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко относительно доступности рыбы для населения и ее цены. «Вот за это кто-нибудь, - обратилась В. Матвиенко к Д. Патрушеву, - отвечает в стране? Или это будет такая же стихия?» Вопрос вновь повис в воздухе. Ни министр, ни его заместитель так и не смогли дать убедительного ответа.

Далее председатель Совета Федерации, не удовлетворенная ответами на свой, по ее мнению, главный вопрос да и аналогичный вопрос сенатора от Приморского края Светланы Петровны Горячевой, подчеркивает, что «… много… министром сказано, и многое делается. Но люди должны ощущать результаты этой работы, понимаете? Люди должны ощущать результаты государственной поддержки в виде ассортимента рыбы на полках и снижения цены. Путина большая, рыбы много выловили – цена должна сразу упасть, а она не падает. Где здесь слабые звенья? И что надо сделать Вам, как руководителю всей рыбохозяйственной отрасли страны, для того, чтобы все-таки на людей эти меры работали?». И в ответе прозвучали вновь малоубедительные доводы о том, что инфраструктура не та, о наценках торговых сетей и что «…для рыбаков гораздо более выгодно везти рыбу на экспорт». Спрашивается - вы же сами все это создаете посредством различных нормативных актов. Более того, постоянно звучит из уст руководства отрасли, что надо увеличивать экспорт чуть ли не вдвое, правда, в ценовом выражении. Вот для этого и осуществляется проект строительства добывающих судов на наших российских верфях и строительство рыбоперерабатывающих фабрик за счет инвестквот, которые будут, якобы, выпускать продукцию с высокой добавочной стоимостью, включая и на экспорт. А где этот мировой рынок для поставки увеличивающейся нашей рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью? Что-то он не просматривается при тщательном его анализе.

Министр Д. Патрушев еще более запутал вопрос стоимости рыбы на внутреннем рынке, когда сказал, что «…все те наши усилия, которые я озвучил в своем докладе, позволят, скажем так, снизить себестоимость вылова водных биологических ресурсов… это даст возможность нашим производителям рыбы снизить стоимость». Никаких фактов, подтверждающих такое «экономическое новшество», им не было приведено.

Представляя «Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года», министр Д. Патрушев подчеркнул, что цель стратегии - это «…увеличение совокупного вклада отрасли в валовый внутренний продукт Российской Федерации… усилить лидирующие позиции отечественной рыбной продукции на мировых рынках… (другими словами увеличение экспортаАвт.)… развитие человеческого капитала и минимизация негативного воздействия на окружающую среду». Далее для убеждения сенаторов в необходимости осуществления Стратегии министр привел поражающие воображения расчеты относительно того, что «Долгосрочные финансовые вложения нарастающим итогом составят 613 млрд рублей». При этом «Объем добычи достигнет 5,4 млн тонн, на 6 процентов превысит рекордный показатель прошлого года». Вот те на! Такие огромные финансовые вложения и такой скромный результат! Напомню министру и тем, кто готовил ему доклад, что за последние годы, с 2014 по 2018 год, без таких финансовых вложений вылов был увеличен с 4,2 млн тонн до 5, 2 млн тонн, т.е. почти на 1,0 млн тонн.

Нет смысла утомлять читателя другими «рыбными свистами» министра, прозвучавшими в его выступлении и в ответах на вопросы сенаторов. Но все же отмечу, что никаких пояснений Д. Патрушев не дал на выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации С.А. Агапцева о выявленных серьезных нарушениях со стороны Росрыболовства в использовании бюджетных средств.

Не высказал Д. Патрушев и своего отношения к другим важным вопросам: как осуществляемая Росрыболовством реорганизация рыбохозяйственной науки повлияет на качество исследований, о подготовке кадров для отрасли, об участии федерального органа в Решении IV Всероссийского Съезда работников рыбохозяйственного комплекса, как и в Решении Конференции рыбаков. Видимо, министр посчитал, что это не его уровня вопросы. А жаль! Именно в них соль профессиональной оценки всего того, что осуществляют его подчиненные.

В целом сенаторы положительно оценили доклад министра и, полагаю, были удовлетворены ответами Патрушева и его заместителя на свои вопросы. Что это было? Дань уважения к чиновникам-сановникам высокого ранга или не владение действительным положением дел в рыбной отрасли? Со своей стороны считаю, что мы имеем дело и с тем и с другим вместе взятым, а так же с продолжающимся углублением кризиса в управлении на федеральном уровне рыбной отраслью и непрофессионализмом ее руководства.

Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, подводя итог рассмотрения вопроса о «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса», обратила внимание на то, что «…неудовлетворенность от главного – рыба дорожает, и она недоступна людям, и ассортимент рыбы в такой стране, как Россия, с ее потенциалом, к сожалению, не соответствует запросам людей». И далее - «… мы же выделяем средства не просто ради развития отрасли. Это важно, но мы выделяем для того, чтобы людям стало лучше. Вся наша деятельность на это должна быть рассчитана. А вот конечного результата-то ни в докладе, ни у Вас, Илья Васильевич, и не почувствовалось – на что вы нацелены. Надо насытить свой собственный рынок рыбой, доступной для людей – вот главная задача, и на нее ориентируйтесь».

С этим, безусловно, следует согласиться. А как Минсельхоз и Росрыболовство будут   практически осуществлять поставленную Советом Федерации задачу, покажет только время.   

В.К. Зиланов, член Научно-экспертного совета Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области.

28.07.2019 г.

Рисунок: tyum-pravda.ru


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Март   <  2020 г.