Прямой подлог и обман Президента РФ
Заведующие научными подразделениями ПИНРО направили 4 июня 2019 г. руководству ПИНРО, ВНИРО, ФАРа и МСХ своё Обращение. Оно связано с запланированными изменениями в штатном расписании ПИНРО и других филиалов ВНИРО. С 01 августа 2019 г. в ПИНРО и всех остальных филиалах ВНИРО планируется перевод всех научных сотрудников без ученой степени в некие «специалисты», которые не будут заниматься научными исследованиями, а будут осуществлять некую «вспомогательную деятельность при проведении научных исследований». Такой геноцид научных сотрудников, вне всякого сомнения, приведет к негативным последствиям для отечественной рыбохозяйственной науки и научного обеспечения отечественного промысла. Ответа от вышестоящих инстанций до сих пор нет…
Министру сельского хозяйства РФ
Копия:
Руководителю Полярного филиала ФГБНУ «ВНИРО»
ОБРАЩЕНИЕ Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича (ПИНРО) и его Северный филиал СевПИНРО в г. Архангельске (с 17 января 2019 г. - Полярный филиал Всероссийского научно- исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО)) был основан в 1921 г. Главной его задачей было проведение научных рыбохозяйственных исследований в северных морях СССР для оценки запасов промысловых рыб, беспозвоночных и других видов водных биологических ресурсов и разработки долгосрочных и краткосрочных прогнозов их промысла и научных рекомендаций по рациональному рыболовству. В течение десятилетий существования ПИНРО была выработана оптимальная численная и организационная структура, которая позволила институту полноценно работать и выполнять свои задачи. Основу научных лабораторий (70-90 %) составляли научные сотрудники разных категорий (младшие научные сотрудники, научные сотрудники, старшие, ведущие и главные научные сотрудники), которые выполняли всю научную деятельность и которым помогал научно-технический персонал (техники, лаборанты и инженеры). Все указанные научные и научно- технические должности были в Перечне должностей руководящих, научных и инженерно-технических работников, общих для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций Единого квалификационного справочника должностей. В 2019 г. после присоединения ПИНРО к ВНИРО руководство ВНИРО разработало новое штатное расписание для всех своих филиалов, в том числе и для ПИНРО, которое планируется ввести в действие с 1 августа 2019 г. Принципиальной особенностью этого штатного расписания является резкое сокращение числа научных сотрудников в результате перевода научных сотрудников без ученой степени на должности специалистов (младший специалист, специалист, старший, ведущий и главный специалисты). Причем должности специалистов для научно- исследовательских учреждений отсутствуют в Едином квалификационном справочнике должностей, также они отсутствуют в научно-исследовательских институтах Российской Академии наук (например, в Мурманском морском биологическом институте, Институте океанологии им. П.П. Ширшова) и в зарубежных научных рыбохозяйственных институтах - в Институте морских исследований (г. Берген, Норвегия), Институте морских и пресноводных исследований (г. Рейкьявик, Исландия), Национальном институте водных ресурсов (Дания), Центре наук по окружающей среде, рыболовству и аквакультуре (CEFAS) (Великобритания) и др. Совершенно непонятно, на каком основании и с какой целью эти должности вводятся руководством ВНИРО для рыбохозяйственных институтов. Введение нового штатного расписания в ПИНРО приведет к тому, что доля научных сотрудников в институте снизится почти в 3 раза (с 56 % до 20 %), а из примерно 130 действующих научных сотрудников останется около 30. При этом из существующих ныне 17 научных лабораторий, в 14 лабораториях остается от 5,9 до 30 % научных сотрудников от общей штатной численности (1-3 научных сотрудника в лаборатории), в одной лаборатории - 50 %, а 2 лаборатории будут реорганизованы в отделы, поскольку в них не останется вообще ни одного научного сотрудника. Для сравнения - на начало 2019 г. в большинстве научных подразделений ПИНРО доля научных сотрудников была от 33 до 77 % (в среднем 56 %). В пересчете на общую численность ПИНРО (около 500 чел.), доля научных сотрудников будет составлять лишь 6 %. В мае 2019 г. всем работникам ПИНРО были выданы «Уведомления об изменении организационных условий труда», в которых приводится информация о новых должностных обязанностях. В этих уведомлениях научных сотрудников без ученой степени вводят в заблуждение, а именно: формулировка из «уведомления» «При этом Ваша трудовая функция не будет изменена» для должностей специалистов всех категорий не соответствует действительности. На самом деле сотрудники, занимавшие должности младших научных сотрудников и научных сотрудников, относятся к научному персоналу и их обязанностью является «проведение научных исследований» (Должностные инструкции ПИНРО, утвержденные в 2015 г.). Специалисты же всех категорий, согласно новым должностным обязанностям, относятся к научно-вспомогательному персоналу и их обязанностью является «по запросам научных сотрудников осуществлять всю необходимую вспомогательную деятельность, необходимую для проведения исследований». Налицо изменение трудовых функций таких сотрудников - по сути большую часть ученых переводят во вспомогательный персонал. Научно-вспомогательный персонал (к которому будут относиться специалисты всех категорий), согласно новым должностным обязанностям, «по запросам научных сотрудников лаборатории осуществляет всю необходимую вспомогательную деятельность...» и «осуществляет техническую работу при составлении отчетов, обобщении результатов проводимых работ». При этом специалисты всех категорий не обязаны «проводить научные исследования и разработки...», «проводить анализ и обобщение научных данных...», «готовить справочные и отчетные материалы» и «готовить публикации и статьи в научные журналы, тезисы к докладам на конференции, принимать очное и заочное участие в отечественных и зарубежных конференциях», что указано в должностных инструкциях научных сотрудников различных категорий. По нашему мнению, подобная «реформа» прямо противоречит государственной политике Российской Федерации, которая предусматривает ключевую роль науки в национальном развитии, углубление глобальной конкурентоспособности российской науки, привлечение молодых перспективных кадров в науку и т.д. Действия руководства ВНИРО по отношению к рыбохозяйственной науке выглядят особенно странными на фоне политики руководства Российской Федерации, направленной на развитие Арктического региона. Этот район, где распределяются ценные виды морских биологических ресурсов, является традиционным районом рыбохозяйственных исследований ПИНРО, которые не могут быть выполнены качественно без наличия высококвалифицированных ученых. Такое изменение должностного состава научных подразделений неизбежно приведет к следующим негативным последствиям для ПИНРО (и ВНИРО в целом):
Руководители научных подразделений ПИНРО, как и весь коллектив ПИНРО в целом, крайне обеспокоены сложившейся ситуацией и её возможными негативными последствиями. Дополнительным фактором, вызывающим справедливое возмущение сотрудников, является то, что по имеющейся информации должностные оклады сотрудников научных подразделений ПИНРО, согласно новому штатному расписанию, будут в 2-2,5 раза ниже, чем в Центральном офисе ВНИРО в Москве, и даже ниже окладов в других филиалах ВНИРО при одинаковых должностных обязанностях. Для сравнения - оклад заведующего лабораторией ПИНРО планируется в размере 21 500 руб., в центральном офисе ВНИРО - 55-60 тыс. руб., в других филиалах ВНИРО - от 24 до 44 тыс. Оправдание этого наличием в Мурманске районного коэффициента и полярных надбавок, которые возможно принимались во внимание при определении окладов, несостоятельно, так эти доплаты связаны с тяжелыми климатическими условиями проживания и работы в условиях Крайнего Севера. На наш взгляд, такая разница в должностных окладах является прямой дискриминацией сотрудников ПИНРО по региональному признаку. В других научных и научно-образовательных учреждениях г. Мурманска оклады также значительно выше. Так, в Мурманском государственном техническом университете оклад младшего научного сотрудника составляет 20 380 руб., научного сотрудника - 28 350 руб., старшего научного сотрудника - 34 040 руб., ведущего научного сотрудника - 36 650 руб. и главного научного сотрудника - 40 540 руб. Нам не понятны причины столь радикального изменения штатного состава научных подразделений ПИНРО, так как, на наш взгляд, это приведет лишь к снижению качества выполняемых работ (в первую очередь - по Государственному заданию), срывам сроков их исполнения, снижению публикационной активности. По нашему мнению, единственной внятной причиной введения такого нового штатного расписания ПИНРО является желание руководства ВНИРО отчитаться о выполнении Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», который предусматривал «...повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе...». Однако, вместо реального выполнения этого Указа и повышения оплаты труда ученых, руководство ВНИРО пошло по пути манипуляций и решило выполнить этот Указ не повышением реальной заработной платы ученых, а путем радикального сокращения числа научных сотрудников за счет их принудительного перевода в специалисты для того, чтобы вывести их из-под действия Указа Президента. Кроме того, повышение заработной платы не коснулось и других сотрудников научных подразделений, принимающих непосредственное участие в выполнении научных исследований - лаборантов, техников, инженеров, а также заведующих лабораториями и заместителей заведующих лабораториями. Причем должности заведующих лабораториями и их заместителей могут занимать только лица, имеющий опыт научной деятельности, научные публикации и, в большинстве случаев, научную степень кандидата или доктора наук. Нам представляется, что по сути, это является прямым подлогом и невыполнением Указа Президента Российской Федерации, усугубляющимися обманом Президента Российской Федерации путем предоставления ему недостоверной информации о ходе выполнения этого Указа. Выводы
Предложения:
31.05.2019 (подписи) |