Последние публикации

8 Апр 2020
Новая система лососевых ферм запущена в Китае
8 Апр 2020
Цена экспорта мидий из Норвегии в феврале упала более чем в два раза
8 Апр 2020
Продажи кальмаров и каракатиц в Токио в феврале 2020 года
8 Апр 2020
Южнокорейский импорт краба в феврале 2020 года
8 Апр 2020
Импорт масляной рыбы в США с начала года вырос на 75 процентов
8 Апр 2020
ЦСМС запустил тестирование ЭПЖ СТО в домашних условиях
8 Апр 2020
Пропускная система в Приморье начинает действовать с 7 апреля
8 Апр 2020
Щелевики и кунгасы без документов могут сорвать весеннюю путину на Сахалине
8 Апр 2020
В октябре 2020 года ряд таможен Дальнего Востока будут реорганизованы
8 Апр 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлены на экспорт 358 партий рыбной продукции
8 Апр 2020
Ученые изучают популяцию восточнокамчатского минтая
8 Апр 2020
Профессор экономики Елена Ведута: После пандемии установится новый мир
8 Апр 2020
Еще 338 тонн зубастой корюшки выделено для промысла на Сахалине и Курилах
8 Апр 2020
Сахалинские компании могут добыть еще 1500 тонн наваги в Северо-Охотоморской подзоне
8 Апр 2020
Приморские ученые исследуют рыбные запасы у побережья Южных Курил
8 Апр 2020
Иностранцы как сквозь сети провалились
8 Апр 2020
ФАО зафиксировала снижение мировых цен на продовольствие
8 Апр 2020
Минпромторг уточнил правила работы торговли в условиях пандемии
8 Апр 2020
Переработчики рыбы просят льготные кредиты и снятие эмбарго
8 Апр 2020
Рыбному хозяйству написали план развития до 2030 года
8 Апр 2020
Охотоморская путина: вылов минтая вырос на 6,6% - до 960 тыс. тонн
8 Апр 2020
Нерусская рыбопромышленная компания
7 Апр 2020
Импорт северной путассу в США в этом году уменьшился более чем в 16 раз
7 Апр 2020
Экспорт норвежского лосося 16.03.20 – 22.03.20
7 Апр 2020
Импорт северного одноперого терпуга в США с начала года демонстрирует значительный рост
7 Апр 2020
Вьетнамские экспортеры морепродуктов испытывают трудности из-за COVID-19
7 Апр 2020
Чилийские производители выращенного лосося сокращают производство, чтобы избежать заражения коронавирусом
7 Апр 2020
Норвежский экспорт морского окуня и синекорого палтуса в Китай и Японию в феврале 2020 года
7 Апр 2020
Информация о работе таможенных органов Дальневосточного таможенного управления в период с 4 по 30 апреля 2020 года
7 Апр 2020
Путин принял отставку главы Камчатского края Илюхина. Врио назначен Солодов
7 Апр 2020
Россельхознадзор сообщает об ограничительных мерах в торговле, которые приняты странами в связи с распространением коронавирусной инфекции
7 Апр 2020
В Мурманске начало выгрузку первое незаходное судно
7 Апр 2020
Профсоюзы предложили правительству провести в России национализацию
7 Апр 2020
Ученые изучат популяцию восточнокамчатского минтая
7 Апр 2020
Поздравление руководителя Росрыболовства с Днем рыбоохраны России
7 Апр 2020
Новости кругосветки: на «Палладе» подвели итоги спартакиады
7 Апр 2020
Новости кругосветки: на «Палладе» началась серия лекций и творческих вечеров к 75-летию Победы
7 Апр 2020
Новый вирус: «чувство вины» перед Японией. Чем его лечить?
7 Апр 2020
Что будет с экономикой России к концу выходных
7 Апр 2020
На экспорт из Алтайского края отправлено свыше 82 тонн рыбы и морепродуктов
7 Апр 2020
На экспорт из Новгородской области отправлено 168 тонн рыбы и морепродуктов
7 Апр 2020
Рыбные ряды: в оптовом звене снизились цены на мороженую рыбу
7 Апр 2020
Эпидемия цинизма
6 Апр 2020
В Астраханской области продолжается весенняя путина
6 Апр 2020
В марте на Сахалине оформлено около миллиона электронных ветеринарных сопроводительных документов
6 Апр 2020
Выявлены факты оформления во ФГИС «Меркурий» эВСД на продукцию с истекшим сроком годности
6 Апр 2020
Экспорт устриц из Норвегии за два месяца вырос на 67 процентов
6 Апр 2020
При двукратном росте объема стоимость экспорта лягушек из США упала в 3 раза
6 Апр 2020
Поставки сурими в США выросли более чем в два раза, но снизились в цене
6 Апр 2020
Китайская аквакультура начинает приходить в себя после снятия ограничений из-за коронавируса

Подписка на новости

Булатов Станислав: Ситуация с переоформлением договоров о предоставлении РПУ представляется критичной

5184
Эксклюзив

Некоторое время назад на сайте Fishnews была размещена статья под заголовком «Порядок переоформления договоров на участки ожидается в течение месяца», в которой рассказывалось о выходе нормативной правовой базы для переоформления договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на договоры пользования рыболовными участками. В частности, как следовало из публикации на сайте Интернет-издания, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по рыболовству Шестаков И.В. пытался заверить рыбацкое сообщество и губернатора Камчатского края в том, что «приказ о переоформлении договоров выйдет в течение месяца», а также в том, что «время для переоформления еще есть - законом предусмотрен период до 1 января 2020 г.».

В тоже время, реальная картина с выходом нормативной правовой базы для переоформления договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на договоры пользования рыболовными участками обстоит несколько иначе, нежели об этом рассказывает чиновник из министерства.

С 1 января 2019 года вступили в действие поправки, внесенные Федеральным законом от 26 ноября 2018 г. № 421-ФЗ в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве), которыми в Закон о рыболовстве были введены новые статьи 61, 63, 64 и 65.

Согласно части 2 статьи 61, части 2 статьи 63, части 2 статьи 64 и части 2 статьи 65 Закона о рыболовстве договоры пользования рыболовными участками должны быть заключены с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до 1 января 2020 года.

В реализацию данных норм, разработчиком Минсельхозом России 1 марта 2019 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов – официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (далее – официальный сайт) был размещен для общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы проект приказа Минсельхоза России «Об утверждении Порядка заключения договоров пользования рыболовным участком в соответствии со статьями 61, 63, 64 и 65 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ID проекта 02/08/09-18/00084311, (далее – проект приказа), который по мнению разработчика должен будет урегулировать вопрос с переоформлением договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на договоры пользования рыболовными участками.

Однако, судя по тому, что по состоянию на 22 мая 2019 года проект приказа еще находился на стадии «проведения публичных обсуждений в отношении текста проекта и проведения независимой антикоррупционной экспертизы», и еще даже не перешел на стадию «подготовки заключения по итогам процедуры ОРВ», обещания чиновника из Минсельхоза России Ильи Шестакова вызывают серьезное сомнение. К тому же необходимо понимать, что даже если приказ и выйдет, то он должен будут пройти длительную процедуру государственной регистрации в Минюсте России, на которую, в последнее время по сложившейся традиции у Минсельхоза России уходит до двух и более месяцев.

Таким образом, уложиться в обещанный Ильей Шестаковым месяц у регулятора отрасли вряд ли получится.

Но не это самое критичное. Самое критичное заложено в тексте вышеуказанных статей 61 и 64 самого Закона о рыболовстве, на положениях которых должны быть основаны нормы разрабатываемого Минсельхозом России проекта приказа, а именно.

Согласно части 1 статьи 61 Закона о рыболовстве, для осуществления юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статей 29.1. Закона о рыболовстве, переоформлению в разряд рыболовных участков будут подлежать только рыбопромысловые участки для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации или в территориальном море Российской Федерации.

В тоже время, согласно положениям статьи 61 Закона о рыболовстве, переоформлению не будут подлежат рыбопромысловые участки, сформированные для добычи (вылова) анадромных видов рыб, в соответствии со статей 29.1. Закона о рыболовстве, во внутренних водах Российской Федерации. И это притом, что согласно статье 29.1. Закона о рыболовстве промышленное рыболовство в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статей 29.1. Закона о рыболовстве, осуществлялось на рыбопромысловых участках, ранее сформированных, в том числе, на акваториях внутренних вод Российской Федерации.

Таким образом, возникший пробел в законодательстве о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов может привести к лишению права заниматься добычей (выловом) анадромных видов рыб в соответствии со статьей 29.1. Закона о рыболовстве, включая тихоокеанских лососей, пользователей, рыбопромысловые участки которых были сформированы на акваториях внутренних вод Российской Федерации.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении отдельных пользователей, заключивших договоры о предоставлении рыбопромысловых участков на отдельных акваториях внутренних вод Российской Федерации.

Так, согласно части 1 статьи 64 Закона о рыболовстве переоформлению в разряд рыболовных участков подлежат только договоры о предоставлении рыбопромысловых участков на основании которых юридические лица или индивидуальные предприниматели осуществляли промышленное рыболовство в пресноводных водных объектах.

Согласно общепринятой классификации природных водоемов по степени солености, все внутренние водоемы подразделяются на пресноводные (с соленостью воды до 1,0%), солоноватые и ультрагалинные (с высоким содержанием солей в воде).

Таким образом, следуя логике статьи 64 Закона о рыболовстве, переоформлению должны подлежать только те рыбопромысловые участки, границы которых сформированы исключительно на акваториях пресноводных водных объектов.

Соответственно, договоры, которые были заключены в отношении рыбопромысловых участков, сформированных на акваториях солоноватых и ультрагалинных (пересоленых) водоемов и срок действия которых не истек, не смогут быть переоформлены по причине ограничения, установленного статьей 64 Закона о рыболовстве.

Если говорить точнее, то переоформлению, в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов не должны подлежать рыбопромысловые участки, в частности сформированные на акваториях гаммарусовых и артемиевых водоемов. Создавшаяся ситуация также может указывать на некий срытый передел рыбопромысловых участков, сформированных на гаммарусовых и артемиевых озерах.

Откуда же взялись такие «замудреные» поправки в Закон о рыболовстве? Судя по таблице поправок к проекту федерального закона № 268764-7, рекомендуемых к принятию и размещенных на сайте Комитета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, статьи 61 и 64 в действующих редакциях были предложены группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.П. Николаевым, О.Н. Епифановой, В.Н. Блоцким, К.Г. Слыщенко, А.Н. Ищенко, М.И. Щаблыкиным, Н.Т. Антошкиным, П.О. Толстым и Н.В. Говориным. Именно им должны быть благодарны те пользователи водными биоресурсами, с которыми государство не сможет по ряду причин переоформить договоры о предоставлении рыбопромысловых участков на договоры пользования рыболовными участками во внутренних водах Российской Федерации для осуществления добычи анадромных видов рыб в соответствии со статьей 29.1. Закона о рыболовстве, а также в солоноватых и гипергалинных водоемах.       

Разработчик же предлагает решать вышеуказанные проблемы через подмену понятий в разрабатываемом проекте приказа. Во что это может вылиться, мы уже видели ранее, в очередные и бесконечные внесения изменений в недавно вышедшие подзаконные акты, что, кстати, может указывать на качество работы чиновников отраслевого министерства.  

Понимая, что проект приказа содержит в себе положения, которые могут привести к социальному взрыву в регионах, мною было подготовлено заключение по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы вышеуказанного проекта приказа, содержащее все вышеизложенные коррупционные риски, которые могут возникнуть в связи с принятием разработчиком соответствующего нормативного правового акта (далее – антикоррупционное заключение). Указанное антикоррупционное заключение 7 марта 2019 года было размещено мною на вышеуказанном официальном сайте и сможет появится на всеобщее обозрение только после его рассмотрения разработчиком (приложение).

Однако, прошло уже более двух месяцев, а разработчик так и не представил результатов рассмотрения данного антикоррупционного заключения.

Возникает интересныйвопрос, как разработчик в лице Минсельхоза России будет выходить из создавшейся ситуации и смогут ли юридические лица (индивидуальные предприниматели) своевременно переоформить договоры о предоставлении рыбопромысловых участков на договоры о предоставлении рыболовных участков с тем, чтобы уже с 1 января 2020 года без задержек приступить к добыче анадромных видов рыб в соответствии со статьей 29.1. Закона о рыболовстве во внутренних водах Российской Федерации, а также водных биологических ресурсов, обитающих в гаммарусовых и артемиевых водоемах страны.

Булатов Станислав Александрович,
независимый эксперт, уполномоченный распоряжением Минюста России от 29 мая 2018 г. № 616-р на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

З А К Л Ю Ч Е Н И Е
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
 <  Апрель   <  2020 г.