Последние публикации

15 Ноя 2019
Работает «Горячая линия» по вопросу качества «Приморской рыбы»
15 Ноя 2019
В тренде: создать министерство рыбного хозяйства на Сахалине предложили депутаты
15 Ноя 2019
Строительство новых рыбопромысловых судов и предприятий по переработке водных биоресурсов повысит экспортный потенциал Поморья
15 Ноя 2019
Уровень господдержки развития аквакультуры увеличен более чем в 4 раза
15 Ноя 2019
Норвежский экспорт морепродуктов в январе - октябре 2019 года
15 Ноя 2019
Отчего смелеет рыба
15 Ноя 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 09.11.2019
15 Ноя 2019
Вьетнамский экспорт головоногих моллюсков снизился на 10% в январе-сентябре 2019 года
15 Ноя 2019
Японский импорт большеглазого тунца в сентябре 2019 года
15 Ноя 2019
Экспорт пангасиуса из Вьетнама в 2019 году снижается
15 Ноя 2019
Освоение черноморских креветок равно 100 процентам
15 Ноя 2019
WWF России предложил вернуть охранный статус бывшим заказникам на территории Камчатки
15 Ноя 2019
«Паллада» пересекла северный тропик Рака
15 Ноя 2019
МПК: Россия и Бангладеш договорились наращивать товарооборот и укреплять экономические связи
15 Ноя 2019
В Дакке состоялась встреча сопредседателей Российско-Бангладешской МПК по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству
15 Ноя 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
15 Ноя 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 июня 2019 г. № 327
15 Ноя 2019
Производство продукции аквакультуры за 9 месяцев выросло почти на 36% – до 203 тыс. тонн
15 Ноя 2019
Поправки в нормативную базу помогут снять ограничения по формированию рыбоводных участков на Дальнем Востоке через интернет-сервис «Аквавосток»
14 Ноя 2019
В этом году цены на норвежскую скумбрию значительно выросли
14 Ноя 2019
В октябре доходы норвежских продавцов креветки снизились
14 Ноя 2019
Экспорт вьетнамского тунца в сентябре снизился на 2,4%
14 Ноя 2019
Продажи соленой и сушеной рыбы из Норвегии снижаются
14 Ноя 2019
Экспорт норвежского лосося 28.10.19 – 03.11.19
14 Ноя 2019
Экспорт рыбы уперся в квоты — мурманский губернатор похвалился уловом
14 Ноя 2019
Развитию рыбоводства в Калининграде мешает высокая стоимость кормов
14 Ноя 2019
Инвестиционный проект японской компании обсудили в Корсакове
14 Ноя 2019
В режиме «отжима»
14 Ноя 2019
Снижают цены и разводят экзотов. Как воронежские рыбхозы борются за покупателей живого товара
14 Ноя 2019
Высокотехнологичное производство рыбной муки и рыбьего жира создают на Кунашире
14 Ноя 2019
При внутрироссийской перевозке груза - мука рыбная кормовая выявлено нарушение ветеринарных требований
14 Ноя 2019
У «Балтберегозащиты» сменился руководитель
14 Ноя 2019
Запрещен ввоз рыбной продукции «Санта-Бремор» в Россию
14 Ноя 2019
Амур исследуют на предмет исчезновения лососевых
14 Ноя 2019
"Южморрыбфлот" предлагает освободить продукцию международного промысла от двойных налогов
14 Ноя 2019
Украина и Россия дистанционно подпишут протокол о вылове рыбы в Азовском море на 2020 год
14 Ноя 2019
«Здесь рыбы нет»: хабаровчане так и не дождались снижения цен на рыбу
14 Ноя 2019
Суд в Приморье рассмотрит продление ареста рыбакам из КНДР, напавшим на пограничников
14 Ноя 2019
Управление Россельхознадзора по Калининградской области уточняет и дополняет пресс-релиз по факту поставок в воинские части лососевой икры
14 Ноя 2019
Управление Россельхознадзора по Калининградской области выявило факты поставок в воинские части потенциально небезопасной продукции
14 Ноя 2019
О работе по выявлению некачественной рыбной продукции в период лососевой путины
14 Ноя 2019
Под минтаем тяжелеют сети
14 Ноя 2019
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!
13 Ноя 2019
Продовольственный импорт РФ за 9 месяцев 2019
13 Ноя 2019
Губернатор Архангельской области: до конца года АМРТ войдёт в состав САФУ
13 Ноя 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 06.11.2019
13 Ноя 2019
Норвежский экспорт сельди увеличился на 91%
13 Ноя 2019
Норвежский экспорт морепродуктов в октябре 2019 года
13 Ноя 2019
Стоимость экспорта аквакультурного тюрбо из Норвегии за 9 месяцев выросла на 20 процентов
13 Ноя 2019
На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в КНР экспортировано 227 партий рыбной продукции

Подписка на новости

Валентин Балашов: Д.А. Медведев нашёл в море деньги, которые «вращаются»

5446
Эксклюзив

Ответы на несколько типичных вопросов последнего времени о рыбной отрасли.

Ранее. Что еще придумает Правительство Д.А. Медведева?

22042019720.jpg

Какое событие в жизни рыбной отрасли вы назвали бы главным в 2018 году?

Рыбное хозяйство России стало драйвером экономического роста страны. Это знаковое заявление сделал Сергей Герасимович Митин - Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Круто.

Теперь понятно, почему в августе 2018 года премьер-министр России Дмитрий Анатольевич Медведев поручил

разработать механизм электронных аукционов, на которых раз в три—пять лет продавать квоты на вылов рыбы. Этим же документом правительство поручило обеспечить через подобные аукционы распределение 50% квот на вылов краба.

Вот и решили вопрос денег - драйвер найден.

К маю 2019 года разработали механизм изъятия денежных знаков и громко на всю страну откупорили надёжный источник благополучия федерального бюджета. Газпром и Роснефть уже не справляются с ролью «национального достояния», вежливо уступили место братьям младшим. Морское рыболовство, по версии некоторых государственных деятелей, прочно закрепилось на верхней ступеньке российского экономического пьедестала. Пора. Так и сказал руководитель правительства: «деньги там огромные вращаются – это миллиарды долларов, а рыболовецкие суда не закупают». Убедил премьер и депутатов и сенаторов. Пусть заплатят. Конкретно.

А какая связь между аукционами и закупкой рыболовецких судов?

Никакой. Дело в том, что мы в отрасли продолжаем мыслить общепринятой экономической логикой, ищем «связь», а это не работает. Всё изменилось, цели другие. Сырьевые аукционы в современной России - это метод передела доступа к пользованию природными ресурсами в интересах близких к руководству страны миллиардеров. Они взяли власть в свои руки. Теперь высшая

государственная бюрократия в «электронном виде» реализует их «хотелки». Строительство судов тут ни при чём.

Как вы оцениваете текущую отраслевую инвестиционную программу в рамках исполнения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов»?

Результат чуть выше статистической погрешности.

Заявлено (часть уже делается) строительство 33-х средне- и крупнотоннажных рыбопромысловых судов, есть ещё 11 заявок под инвестквоты. Всё - квотный ресурс 20% исчерпан. Даже, когда к 2023 году эти суда выйдут в море, то они составят три процента рыбопромыслового флота России, с выловом в лучшем случае не более 10% от общего ежегодного объёма вылова. Почти 97% «неинвестиционных» судов будут продолжать осваивать 90% рыбы и иных водных биологических ресурсов. Ничего принципиально не изменится.

Идея замены основных производственных фондов в рыбной промышленности России путём стимулирования предприятий дополнительными квотами является экономической утопией.

Причём, на определённом отрезке времени она становится «программой» вредной, как в целом для рыбной отрасли, так и для внутреннего рыбного рынка страны. Эта «программа», как вирус, стимулирует резкий рост отраслевой кредиторской задолженности, рост цен на внутреннем рынке и увеличение потока недорогого импортного рыбного сырья, что подтверждают цифры таможенной статистики за последние три года.

Мы становимся на своём собственном рыбном рынке неконкурентноспособными.

Нигде в мире нет инвестиционных квот, крабовых и рыбных инвестиционных аукционов на право добычи (вылова), нет ставок сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, ни одно государство по собственному желанию не ставит бизнесу задачу тратить деньги на обновление рыболовного флота, этот вопрос частные предприниматели решают сами и тогда, когда им надо. Там правительства не формируют дополнительные затраты для рыбной отрасли, у нас же всё наоборот - мы особенные.

Тем не менее, отдельные рыбодобывающие компании пошли в инвестиционные проекты. Значит есть какая-то выгода?

Да, пошли. За дополнительными квотами. А теперь некоторые думают, как загрузить работой будущие инвестобъекты, пытаются скупать компании с квотами по баснословным ценам, тратят миллиарды рублей. Это и понятно, новый сверхдорогущий пароход должен работать круглый год, а не стоять у стенки. Кроме этого, план по филе надо выполнять - государство будет контролировать. А где брать сырьё? Только самые крупные рыбодобывающие холдинги с очень и очень большими объёмами квот на несколько видов водных биоресурсов смогут продать старый флот и работать на инвестобъектах. Но, и то, только до очередного изменения отраслевого Закона.

Что имеется ввиду под очередным изменением отраслевого Закона?

Отвечу чуть позже.

Кроме рыбопромыслового флота по инвестпрограмме в общей сложности заявлено строительство около 30 береговых рыбоперерабатывающих заводов. Какова дальнейшая судьба этих инвестиционных объектов?

Не скажу за Дальний Восток, а на Севере они будут не загружены сырьём - атлантической треской и пикшей. Для них рыбы пока нет. Они не смогут выполнять инвестиционные обязательства перед государством - планы производства филе из уловов указанных видов водных биоресурсов. Полученных инвестиционных квот не хватит и на месяц работы. Их собственникам придётся либо постоянно где-то покупать рыбу, или скупать компании с квотами. Для некоторых есть один выход, но о нём скажу позже. Скупка уловов и компаний с квотами стоит денег. Во втором случае миллиарды рублей одномоментно для участника инвестиционного филе-проекта сформирует наряду с имеющейся инвестиционной, ещё и дополнительную кредиторскую задолжность. Исключение - два-три крупных рыбопромышленный холдинга, у которых пока хватает собственного сырья и на новые суда и на новую береговую рыбфабрику.

Но, если это всё так очевидно, то почему государство продолжает пропагандировать эту программу?

Очевидно то, что программа «буксует» и «плывёт» не туда, унося вместе с собой зарубеж российские миллиарды. Это было понятно с самого начала в 2016 году. Происходит равно то, о чём говорили рыбопромышленники и эксперты отрасли: занятость верфей оборонзаказом, максимум 30% российской локализации, иностранное судовое оборудование, отсутствие опыта международной производственной кооперации, срыв графиков строительства и сроков сдачи в эксплуатацию инвестиционных объектов, несоответствие сделанных объектов первоначальной проектной документации, удорожание и без того дорогих объектов строительства, неурегулированность межведомственной ответственности и процедуры государственной приёмки объектов инвестиций. Обо всём об этом в 2016 году говорили сто раз, а может быть и двести. Теперь начались скандалы. В 2019 году из высоких кабинетов мы слышим о необходимости корректировки нормативной правовой базы. То есть, вдумайтесь, собираются менять изначально установленные для заявителей в 2017 году «инвестиционные условия». Это выглядит как-то уж совсем «некрасиво». Что тут скажешь, очевидно, кому-то действительно надо спасать ситуацию.

Справедливости ради надо заметить, что идея стимулировать развитие рыбной отрасли при помощи дополнительных квот довольно старая. К сожалению, в своё время так и не удалось переубедить инициатора. Теперь современные отраслевые чиновники, принявшие к реализации эту идею, пишут яркие отчёты и пытаются громко говорить об успехах инвестиционного строительства. Их понять можно, а что им остаётся ещё делать?

Перераспределение объёмов квот добычи (вылова) водных биоресурсов в пользу инвестиционных квот закончится к 2023 году. Может быть тогда начнёт работать и давать положительные результаты инвестиционный механизм, запущенный в 2016 году?

А кто сказал, что к 2023 году это закончится? Уже звучит: Минсельхозу России, Росрыболовству, Минпромторгу России, Минвостокразвития России, АНО АПИ поручено представить в Правительство РФ доклад с проектами нормативных правовых актов, предусмотрев увеличение доли инвестиционных квот, закрепляемой за инвестором при строительстве средне- и малотоннажных рыбопромысловых судов с учетом потребностей дальневосточных рыбопромышленных компаний. На Севере тоже есть сырьевые ресурсы, которые, в частности, пока не осваивает «Русская рыбопромышленная компания». При этом замечу, РРПК строит в Мурманске в рамках инвестиционного проекта крупную рыбфабрику по производству филе из трески и пикши. Как минимум 30 тысяч тонн сырья в год надо. Где брать будут? Полагаю знают.

В декабре 2016 года заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству И.В.Шестаков обратил на это внимание: «Если программа будет признана успешной, через пять-шесть лет я не исключаю возможности, что она может быть продолжена, и будет дополнительный какой-то объем квот, выделенный для инвестиционных целей, если того потребует ситуация».

Прошло уже 2,5 года. Осталось 2,5 года. А что, кто-то сомневается, что «программа» будет признана успешной? Как это она может быть официально на государственном уровне признана неуспешной? Вы о чём говорите? Да, ведь, «эта программа - кого надо программа!».

Идеология перераспределения между пользователями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов была запущена в определённых целях, и пока цели не будут достигнуты, ресурс будут отбирать и передавать в «надёжные руки». Это и есть «положительный результат» для тех, кто всё это придумал.

Так всё-таки, что имеется ввиду под очередным изменением отраслевого Закона?

Обсуждаемые, как пример, аукционы на право пользования самым дорогим - экспорто-ориентированными сырьевыми ресурсами. Право на экспорт надо будет выкупить. Отработают крабов и дальше выставят на аукционы наиболее рентабельные виды водных биологических ресурсов, под обязательства производства определённого вида продукции на экспорт, в том числе, и на построенных к тому времени инвестиционных объектах. Задача по увеличению в два раза объёмов экспорта продукции глубокой переработки АПК поставлена в соответствующем национальном проекте, рыбное филе вписывается в эту товарную идеологию, филейщикам могут добавить сырья через аукционы. Что там будет с экономикой предприятий, с внутренним рынком страны - об этом думать слишком сложно, да и не в приоритете. Главное - переделить.

Да, слушайте же внимательно членов Правительства Российской Федерации - никто из них в своих официальных выступлениях не утверждает, что рыбных аукционов не будет, наоборот, говорят о том, что пора заканчивать с историческим принципом. Как минимум на 50%. То, что заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству И.В.Шестаков (не член Правительства) пишет в ФАС России, что Минсельхоз России не поддерживает предложение ФАС России выставлять на аукционы квоты на вылов рыбы, которые сейчас распределяются по историческому принципу, это лишь письмо

Министерства в Службу, это не решение. Кроме того, это письмо министерства, которое на практике проводит «политику передела» в морском рыболовстве.

Рыбные аукционы ещё больше финансово подкосят тех, кто закредитован под текущие инвестиционные филе-проекты, а они захотят купить дополнительного сырья. Ну и, конечно, рыбные аукционы окончательно угробят малый и средний бизнес в морском рыболовстве.

Рыболовецкие колхозы с рыбацкими деревнями и небольшие рыбодобывающие предприятия (не в группах лиц, таких в отрасли не менее 50%), и так уже живут не по историческому, а по «остаточному» принципу, как впрочем, живёт вся провинциальная Россия, сводя концы с концами.

Если Дмитрий Анатольевич Медведев решит продавать на аукционах рыбные квоты, то точно реакция в отрасли будет непредсказуемой, взрывоопасной.

А пока:

Председатель Правительства Российской Федерации, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации, подписал Распоряжение, то есть, принял государственный Акт, которым утвердил план работы по разработке механизма электронных аукционов, на которых раз в три—пять лет надо продавать квоты на вылов рыбы.

План Правительства России никто не отменял.

Последний вопрос. Как вы оцениваете результаты прошедшей в Москве 16 апреля Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации?

Это хорошо, что мы собираемся всей отраслью. Сами собираемся.

Первое, Конференция ещё раз консолидированно высказалась против крабовых и рыбных аукционов.

Второе, было много обоснованной критики в адрес Росрыболовства, как со стороны представителей предприятий морского рыболовства, так и от рыбаков, ведущих промысел на внутренних водоёмах.

Третье, несмотря на рост производственных и экономических показателей, основой которых является установленный в 2004 году Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ. исторический принцип распределения и закрепления квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов между пользователями, делегаты Конференции в проекте Резолюции отметили кризисную ситуацию в управлении отраслью. Достигнутый потолок экономического роста обусловлен положительной инерцией просчитанных государственных решений, принятых в период с 2004 по 2012 год, а не деятельностью нынешних «любителей экспериментов».

Конференция констатирывала крайне низкое качество нормативных правовых актов, проблемные вопросы правоприменительной практики и возникающие у предприятий отрасли в этой связи сложности ведения хозяйственной деятельности. Информация о подготовке Минсельхозом России, службами, осуществляющими государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов, законопроектов и проектов нормативных правовых актов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, как правило, размещается на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов без предварительного открытого обсуждения с отраслевыми союзами и ассоциациями. Некоторые решения готовятся секретно. Работа отраслевого ведомства в этой части противоречит Основным принципам законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, изложенным в Статье 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ.

В целом, было интересно и полезно поговорить с коллегами, прибывшими из разных частей нашей огромной страны, обменяться мнениями о событиях, «сверить часы». Ведь ещё лет пять назад многие и в лицо-то друг друга не знали, а сегодня фактически формируется профессиональный актив рыбной отрасли. Хочется верить в то, что рыбопромышленники Российской Федерации стали ещё на шаг ближе друг к другу. Это важно, поверьте, практически важно. Жизнь продолжится и завтра.

Валентин Валентинович Балашов
Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных
рыбопромышленников Северного бассейна

Мурманск, апрель 2019 г.



Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 <  Ноябрь   <  2019 г.