Последние публикации

29 Янв 2020
В Восточно-Сахалинской подзоне поймали уже 2437 тонн наваги
29 Янв 2020
Рыбзавод Бурятии удвоит выпуск мальков омуля для пополнения запасов Байкала
29 Янв 2020
Добыча песка в Черном море уничтожает морскую фауну
29 Янв 2020
Главная диспетчерская ММРП переехала в новое здание
29 Янв 2020
Недельный средний чек россиян продолжил снижаться
29 Янв 2020
В Россию снова разрешили ввоз рыбы из Китая
29 Янв 2020
В Мурманске откроют крабовый туризм
29 Янв 2020
Приморское судно завалилось на соседний корабль в порту Южной Кореи
29 Янв 2020
39,6 тысячи тонн трески разрешили добыть у берегов Сахалина и Курил
29 Янв 2020
Так сколько российских островов хочет Абэ-сан?
28 Янв 2020
Владелец горевшего в Охотском море судна нарушал трудовое законодательство
28 Янв 2020
Построенный для Камчатки СТР «Командор» уже в Индийском океане
28 Янв 2020
Мурманские рыбаки скептически относятся к планам создания рыбохозяйственного кластера на базе 10 СРЗ в Полярном
28 Янв 2020
Сахалинским компаниям разрешили выловить у Курильских островов 200 тонн акул
28 Янв 2020
Губернатор Архангельской области и ВАРПЭ совместно решают проблемы местных рыбаков
28 Янв 2020
Депутат предложил освободить Дальний Восток от уплаты федеральных налогов
28 Янв 2020
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 10.01.2020 – 16.01.2020
28 Янв 2020
Индонезия поставила в США мяса краба-плавунца на $ 240 млн
28 Янв 2020
Китай является единственным поставщиком в США консервированного дандженесского краба
28 Янв 2020
На Китай приходится более 60 % экспорта дандженесского краба из США
28 Янв 2020
Фермеры Крыма в 2020 году планируют начать поставки устриц в Армению и Казахстан
28 Янв 2020
Алексей Текслер инициировал снижение цен на продукцию областных сельхозпроизводителей в региональных торговых сетях
28 Янв 2020
В России поставлена задача превысить экспорт продуктов над импортом
28 Янв 2020
Режим свободного порта помогает развитию акваферм
28 Янв 2020
В КНР заявили, что рост закупок товаров из США не повлияет на импорт Китая из других стран
28 Янв 2020
Ни хвоста, ни чешуи, зато клешней полно
28 Янв 2020
Калининградский агропром будет представлен на международной выставке «Зеленая неделя»
28 Янв 2020
Генетическая база данных, которую создает Азово-Черноморский филиал ВНИРО, позволит эффективно выявлять фальсифицированную рыбную продукцию
28 Янв 2020
В Брянске рыбный ларек заподозрили в подмене кижуча горбушей
28 Янв 2020
ВНИРО: водоросли помогут увеличить производство сельхозпродукции
28 Янв 2020
Рыбные ряды: в оптовом звене подешевели лососевые и минтай
28 Янв 2020
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 июня 2019 г. № 327
28 Янв 2020
Факты неучитываемого вылова ВБР
28 Янв 2020
Сложный был год: ассоциация сахалинских рыбопромышленников подвела итоги потрясений 2019-го
27 Янв 2020
В Калининградской области оформлен первый льготный займ в рамках нацпроекта по повышению производительности труда
27 Янв 2020
Рыбоводство по науке: разработанные учеными корма эффективнее и дешевле
27 Янв 2020
ВАРПЭ поддержала идею губернатора Магаданской области о привлечении негосударственного финансирования науки
27 Янв 2020
Предложения по формированию участков для лова краба в прибрежной зоне Баренцева моря принимаются до 25 января
27 Янв 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 300 партий рыбной продукции
27 Янв 2020
Судостроительная Ленобласть: с какими планами верфи региона начинают 2020 год
27 Янв 2020
В Астраханской области у предпринимателя выявлена рыбная продукция, вылов которой запрещен
27 Янв 2020
Ветсанэксперты Мурманской области направили на обеззараживание 349 тонн рыбы
27 Янв 2020
В Мулинском районе начали строительство нового малькового цеха
27 Янв 2020
Государственный ветеринарный надзор переходит на новый уровень
27 Янв 2020
В крупной партии филе пангасиуса импортного производства выявлено многократное превышение уровня бактериальной обсемененности
27 Янв 2020
МЭР ожидает первого чтения законопроектов по "регуляторной гильотине" в начале февраля
27 Янв 2020
В 2019 году спрос в мире на норвежского мороженого снежного краба (опилио) вырос более чем на 70 %
27 Янв 2020
В декабре норвежский живой снежный краб на экспорт не поставлялся
27 Янв 2020
Республика Корея в 2019 году импортировала свыше 40 % живого норвежского камчатского краба
27 Янв 2020
Новости кругосветки: «Крузенштерн» встретили в Рио-де-Жанейро

Подписка на новости

Действуем по закону или по желанию?

5296
Эксклюзив

Взгляд со стороны бывшего чиновника

Правительство Российской Федерации одобрило и внесло в Государственную Думу законопроект о новом виде квот вылова крабов, предусматривающий распределение между пользователями 50 процентов допустимого объёма добычи (вылова) крабов путём проведения аукционов вместо действующего - «исторического принципа». Данная мера включена в План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018г. № 1697-р. С него и началась история с законопроектом.

По мнению Правительства законопроект призван решить как минимум две глобальные задачи – под видом повышения экономической эффективности добычи крабов пополнение доходной части бюджета от аукционных торгов квотами, и обновление рыбопромыслового флота. Кроме того, ожидаемым результатом принятия закона является создание условий для входа на рынок добычи (вылова) водных биоресурсов новых участников (п.2 раздела XVI «дорожной карты»).

Правительство проигнорировало отрицательное заключение Минэкономразвития России по итогам оценки регулирующего воздействия на законопроект о крабовых аукционах, которое прогнозирует возможные совокупные финансовые потери отрасли на сумму до 100 млрд. рублей, в том числе в связи с неисполнением кредитных обязательств. В заключении отмечается, что следствием принятия законопроекта станет отвлечение средств компаний на аукционы, т.е. перекачка денег в бюджет, вместо инвестиций в производство и обновление флота. Краболовы заплатят значительную цену за создание условий для входа на «рынок» добычи (вылова) краба новых участников этого вида промысла, в том числе потерей бизнеса. Останутся ли средства для обновления флота?

Проигнорировано также отрицательное мнение о законопроекте отраслевых ассоциаций, предприятий, руководителей прибрежных регионов. Не были приняты во внимание такие аргументы, как сокращение рентабельности промысла, налогооблагаемой базы, инвестиционных возможностей, угроза закрытия предприятий и роста социальных проблем, поскольку часть пользователей будут лишены 50 процентов квот вылова крабов, другие окажутся на грани банкротства.

Надо полагать, это только начало, аналогичная ситуация угрожает и пользователям других объектов водных биоресурсов.

Корень этих проблем с разрушительными последствиями кроется в намеренном, и надо полагать, неправомерном распространении на сферу природопользования, каким является рыболовство, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (п.2 ст.1). Конкуренция согласно закону - соперничество хозяйствующих субъектов… возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4).

Таким образом, данный закон действует для товарных рынков и регулирует товарные рынки. Где тут, скажите, рынок водных биоресурсов, т.е. для рыбы в воде?

Согласно Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ водные биологические ресурсы - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пп. 1 п.1 ст.1). Водные биоресурсы становятся товаром только тогда, когда они подняты на борт судна, когда на изъятие их из естественной водной среды затрачен труд экипажа, использованы орудия и средства труда, что выражается в определённой себестоимости промысловых усилий, а затем и стоимости, когда уже в виде товара они попадают на рынок купли-продажи.

Поэтому водные биоресурсы не могут быть объектом купли-продажи на товарном рынке, поскольку они не являются товаром и предметом торгового оборота, товарного рынка для них не существует. Это объекты промысла, природное сырье для хозяйственной деятельности. Как любые другие природные ресурсы в других сферах деятельности. По отношению к ним существует единственное право – право пользования. За это право пользователи платят государству ставки сбора. Единственная сфера водных биоресурсов – природная морская среда естественного обитания, а не товарный рынок.

Однако авторы «дорожной карты» включили водные биоресурсы в план мероприятий по развитию конкуренции. В частности в разделеXVI плана предусмотрены «унификация торгов в сферах рыболовства и рыбоводства» (п. 1), разработка комплекса мер в целях «создания условий по насыщению внутреннего рынка водными биоресурсами» (п. 8), системное развитие организованных торгов водными биоресурсами (п. 9). Таким образом, Правительство намерено организовать торги в рыболовстве, торговлю водными биоресурсами и насыщать ими внутренний рынок.

Вместе с тем такого товара нет ни в одной товарной номенклатуре видов экономической деятельности (ТН ВЭД). Как нет и такого придуманного понятия - «рынок добычи (вылова) водных биоресурсов», о котором упоминается в «дорожной карте». Что это – намеренная подмена понятий, профессиональная безграмотность или горячее желание подвести шаткую законодательную основу под намерение устроить рынок там, где ему нет места, и пристроить к рыболовству тех, кому очень хочется?

Когда видишь такие «перлы» в официальных правительственных документах, возникают вопросы: это писали неграмотные чиновники (ихтиологи, экономисты, юристы)? Или это писали люди, пусть грамотные, но намеренно притянувшие за уши водные биоресурсы в сферу антимонопольного регулирования товарных рынков, завуалировав намерение передела состава участников рыбного бизнеса и желание открыть «входную дверь» для неких избранных?

Основа стабильной работы отрасли – сложившаяся прозрачная нормативная база, гарантирующая на годы вперёд возможность планировать промысловую, хозяйственную и инвестиционную деятельность при долгосрочном наделении предприятий правом пользования водными биоресурсами на основе «исторического принципа», родившегося однажды из тех же аукционов. Хорошенько встряхнувших отрасль, когда не всем пришлось устоять и уцелеть, а кому-то дорого заплатить за возможность продолжить заниматься промыслом. Однако именно благодаря этому принципу предприятия могут просчитывать свои прогнозные бизнес-планы. В результате из года в год наблюдается устойчивая динамика роста уловов (хотя в Правительстве такую работу оценивают не эффективной). В 2018г. был достигнут рекордный показатель – свыше 5 млн. тонн добычи водных биоресурсов. Сохранение «исторического принципа», действующего во многих странах с развитым рыболовством, как незыблемой основы и отечественного рыболовства, неоднократно подтверждалось государством.

Для входа в сферу рыболовства новых участников не нужно разрушать то, что годами создавалось и стабильно работает. Для этого есть иные - законные способы приобщения к рыбному, в т.ч. крабовому, промыслу. Это покупка высвобождающихся квот на аукционах в соответствии с действующим порядком, наконец, покупка бизнеса.

В вопросах регулирования деятельности реального сектора экономики Президент Путин В.В. постоянно призывает чиновников действовать аккуратно, т.е. не разрушить, не навредить, защищать права предпринимателей. Но, судя по одобренному Правительством законопроекту о крабовых аукционах, по намерениям распространить на право пользования водными биоресурсами механизмы торгов, последствия таких намерений будут прямо противоположными установкам Президента. Государство в лице Правительства, лоббируя желание новых лиц приобщиться к рыболовству, под видом надуманных оснований - развития конкуренции и повышения эффективности промысла, обновления флота, подобно рейдеру, готовит меры по переделу состава участников рыбопромысловой деятельности, разрушению части компаний, потере рабочих мест, возникновению социальных проблем в регионах. Напрашивается вопрос - крабовые аукционы это предвестник очередной разорительной встряски?

Для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, да и для Президента, этот законопроект может стать неким «водоразделом» в дилемме действовать по закону и заповеди «не навреди», или по чьей-то прихоти вопреки законам, мнению общественности, да и здравому смыслу.

Здравомыслящие люди понимают, что нельзя строить своё благополучие за счёт разрушения других. И уж тем более, недопустимо это со стороны государства.

Если не было намерений порушить созданное в отечественном рыболовстве, Правительству надо исключить из Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики пункты, касающиеся порядка предоставления права пользования водными биоресурсами, как не подпадающие под действие антимонопольного законодательства, и порядка торговли водными биоресурсами, не являющимися объектами торговли. Таковы законы бюрократии. Поскольку начало эпопеи с законопроектом было положено именно этим Планом.   

Неплохо бы рыбацкому сообществу обратиться напрямую к Правительству с таким предложением (хотя понятно, поезд далеко ушёл). А также в Думу и Совет Федерации с предложением отклонить законопроект, как разрушающий действующее законодательство в сфере рыболовства, не отвечающий условиям стабильного хозяйственного и социального развития отрасли, не соответствующий антимонопольному законодательству.

Н. Максимов


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Январь   <  2020 г.