Последние публикации

20 Авг 2019
Чилийская рыба для московской компании возвращена белорусскому отправителю
20 Авг 2019
Рыба занимает 7,2% расходов россиян на еду
20 Авг 2019
Власти Дагестана планируют восстановить промышленный лов кильки
20 Авг 2019
Экспорт рыбы и морепродуктов из Приморья увеличился на 20%
20 Авг 2019
Краба двигают к президенту
20 Авг 2019
ФАС предложила новую методику расчета начальных цен на крабовых аукционах
20 Авг 2019
Утвержден порядок переоформления рыбопромысловых участков
20 Авг 2019
На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в КНР экспортировано 237 партий рыбной продукции
20 Авг 2019
Спад численности лосося в водах Сахалина и Курил восполнят искусственным воспроизводством
20 Авг 2019
На базе рыбоводного хозяйства «Кала я марьяпоят» прошло заседание совета по вопросам развития аквакультуры
20 Авг 2019
К северо-западу Сахалина подходят все новые косяки горбуши
20 Авг 2019
Лимит вылова нерки для рыбаков Итурупа увеличили почти вдвое
20 Авг 2019
Рыбный Союз и Рыбная ассоциация готовы к взаимодействию для решения отраслевых проблем
20 Авг 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
20 Авг 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 июня 2019 г. № 327
20 Авг 2019
Добыча лососевых видов рыб без разрешительных документов с помощью ставной сети
20 Авг 2019
Ученые ТИНРО рекомендовали увеличить вылов сельди в Беринговом море на 55%, до 66,7 тыс. тонн
20 Авг 2019
Рыбные ряды: в оптовом звене продолжают дешеветь сельдь и скумбрия
20 Авг 2019
Росстат рассказал, как за 40 лет изменился рацион россиян
20 Авг 2019
Ямальские прокуроры инициировали блокировку 32 сайтов с запрещённой информацией
20 Авг 2019
Рыбопромышленный комплекс Сахалинской области получил особую поддержку властей
20 Авг 2019
Дальневосточный привет от «Доброфлота» и «Амурского тигра»
20 Авг 2019
…но кое-кто ровнее!
19 Авг 2019
Владимир Лабинов обсудил с рыбоводными хозяйствами вопросы увеличения мощностей по переработке рыбы и импортозамещения рыбопосадочного материала
19 Авг 2019
Объявлен аукцион по рыбоводным участкам
19 Авг 2019
Китай и Россия договорились об ускорении обновления списка рыбных поставщиков
19 Авг 2019
Андрей Чибис: Мурманская область будет лоббистом и защитником интересов ПИНРО
19 Авг 2019
Сотрудники ФСБ изъяли 3 тонны краба в Приморье
19 Авг 2019
Почему балтийской трески стало меньше, и она заметно похудела
19 Авг 2019
Спрос клюнул
19 Авг 2019
Росрыболовство объяснило формирование цены на иваси для аукционов
19 Авг 2019
Впервые магаданские рыбаки подали заявки на обследование рыбоперерабатывающих производств
19 Авг 2019
В Приморье оформлено более 10 млн электронных ветсертификатов и более 3,5 млн на Сахалине
19 Авг 2019
Сотрудника Росрыболовства задержали в Удмуртии за взятку
19 Авг 2019
Специалисты провели ряд экспериментов, используя клеточный материал рыб
19 Авг 2019
Популяцию байкальского омуля изучат с помощью гидроакустических аппаратов
19 Авг 2019
Трутнев считает эффективной реализацию участков для аквакультуры через электронные торги
19 Авг 2019
Благодаря субсидии Минэка Карелии кондопожские форелеводы продолжат расширять производство
19 Авг 2019
О возможности заблаговременного перехода на новую технологию подачи данных о промысловой деятельности
19 Авг 2019
Обнаружен дрифтерный порядок общей длиной более 600 м
19 Авг 2019
Дальний Восток. Праздники победы, дружбы и освобождения
19 Авг 2019
Нет мирному договору с Японией ценой сдачи Курил!
19 Авг 2019
В Азовском море у крымских берегов добыто более двух тысяч тонн рапаны
19 Авг 2019
У берегов Крымского полуострова вводится нерестовый запрет на лов черноморских кефалей
19 Авг 2019
Первое построенное по программе инвестквот судно передадут камчатским рыбакам
19 Авг 2019
Крымские рыбаки опережают показатели прошлого года: освоено уже 28 тыс. тонн
19 Авг 2019
На Камчатке обсудили результаты межведомственного взаимодействия во время лососевой путины
19 Авг 2019
Булатов Станислав: Росрыболовство признало неофициальными свои данные по вылову тихоокеанских лососей?
19 Авг 2019
Медвежье безумие-2
19 Авг 2019
Обращение к Ассоциациям и рыбопромышленным компаниям Дальнего Востока

Подписка на новости

Действуем по закону или по желанию?

3705
Эксклюзив

Взгляд со стороны бывшего чиновника

Правительство Российской Федерации одобрило и внесло в Государственную Думу законопроект о новом виде квот вылова крабов, предусматривающий распределение между пользователями 50 процентов допустимого объёма добычи (вылова) крабов путём проведения аукционов вместо действующего - «исторического принципа». Данная мера включена в План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018г. № 1697-р. С него и началась история с законопроектом.

По мнению Правительства законопроект призван решить как минимум две глобальные задачи – под видом повышения экономической эффективности добычи крабов пополнение доходной части бюджета от аукционных торгов квотами, и обновление рыбопромыслового флота. Кроме того, ожидаемым результатом принятия закона является создание условий для входа на рынок добычи (вылова) водных биоресурсов новых участников (п.2 раздела XVI «дорожной карты»).

Правительство проигнорировало отрицательное заключение Минэкономразвития России по итогам оценки регулирующего воздействия на законопроект о крабовых аукционах, которое прогнозирует возможные совокупные финансовые потери отрасли на сумму до 100 млрд. рублей, в том числе в связи с неисполнением кредитных обязательств. В заключении отмечается, что следствием принятия законопроекта станет отвлечение средств компаний на аукционы, т.е. перекачка денег в бюджет, вместо инвестиций в производство и обновление флота. Краболовы заплатят значительную цену за создание условий для входа на «рынок» добычи (вылова) краба новых участников этого вида промысла, в том числе потерей бизнеса. Останутся ли средства для обновления флота?

Проигнорировано также отрицательное мнение о законопроекте отраслевых ассоциаций, предприятий, руководителей прибрежных регионов. Не были приняты во внимание такие аргументы, как сокращение рентабельности промысла, налогооблагаемой базы, инвестиционных возможностей, угроза закрытия предприятий и роста социальных проблем, поскольку часть пользователей будут лишены 50 процентов квот вылова крабов, другие окажутся на грани банкротства.

Надо полагать, это только начало, аналогичная ситуация угрожает и пользователям других объектов водных биоресурсов.

Корень этих проблем с разрушительными последствиями кроется в намеренном, и надо полагать, неправомерном распространении на сферу природопользования, каким является рыболовство, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (п.2 ст.1). Конкуренция согласно закону - соперничество хозяйствующих субъектов… возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4).

Таким образом, данный закон действует для товарных рынков и регулирует товарные рынки. Где тут, скажите, рынок водных биоресурсов, т.е. для рыбы в воде?

Согласно Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ водные биологические ресурсы - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пп. 1 п.1 ст.1). Водные биоресурсы становятся товаром только тогда, когда они подняты на борт судна, когда на изъятие их из естественной водной среды затрачен труд экипажа, использованы орудия и средства труда, что выражается в определённой себестоимости промысловых усилий, а затем и стоимости, когда уже в виде товара они попадают на рынок купли-продажи.

Поэтому водные биоресурсы не могут быть объектом купли-продажи на товарном рынке, поскольку они не являются товаром и предметом торгового оборота, товарного рынка для них не существует. Это объекты промысла, природное сырье для хозяйственной деятельности. Как любые другие природные ресурсы в других сферах деятельности. По отношению к ним существует единственное право – право пользования. За это право пользователи платят государству ставки сбора. Единственная сфера водных биоресурсов – природная морская среда естественного обитания, а не товарный рынок.

Однако авторы «дорожной карты» включили водные биоресурсы в план мероприятий по развитию конкуренции. В частности в разделеXVI плана предусмотрены «унификация торгов в сферах рыболовства и рыбоводства» (п. 1), разработка комплекса мер в целях «создания условий по насыщению внутреннего рынка водными биоресурсами» (п. 8), системное развитие организованных торгов водными биоресурсами (п. 9). Таким образом, Правительство намерено организовать торги в рыболовстве, торговлю водными биоресурсами и насыщать ими внутренний рынок.

Вместе с тем такого товара нет ни в одной товарной номенклатуре видов экономической деятельности (ТН ВЭД). Как нет и такого придуманного понятия - «рынок добычи (вылова) водных биоресурсов», о котором упоминается в «дорожной карте». Что это – намеренная подмена понятий, профессиональная безграмотность или горячее желание подвести шаткую законодательную основу под намерение устроить рынок там, где ему нет места, и пристроить к рыболовству тех, кому очень хочется?

Когда видишь такие «перлы» в официальных правительственных документах, возникают вопросы: это писали неграмотные чиновники (ихтиологи, экономисты, юристы)? Или это писали люди, пусть грамотные, но намеренно притянувшие за уши водные биоресурсы в сферу антимонопольного регулирования товарных рынков, завуалировав намерение передела состава участников рыбного бизнеса и желание открыть «входную дверь» для неких избранных?

Основа стабильной работы отрасли – сложившаяся прозрачная нормативная база, гарантирующая на годы вперёд возможность планировать промысловую, хозяйственную и инвестиционную деятельность при долгосрочном наделении предприятий правом пользования водными биоресурсами на основе «исторического принципа», родившегося однажды из тех же аукционов. Хорошенько встряхнувших отрасль, когда не всем пришлось устоять и уцелеть, а кому-то дорого заплатить за возможность продолжить заниматься промыслом. Однако именно благодаря этому принципу предприятия могут просчитывать свои прогнозные бизнес-планы. В результате из года в год наблюдается устойчивая динамика роста уловов (хотя в Правительстве такую работу оценивают не эффективной). В 2018г. был достигнут рекордный показатель – свыше 5 млн. тонн добычи водных биоресурсов. Сохранение «исторического принципа», действующего во многих странах с развитым рыболовством, как незыблемой основы и отечественного рыболовства, неоднократно подтверждалось государством.

Для входа в сферу рыболовства новых участников не нужно разрушать то, что годами создавалось и стабильно работает. Для этого есть иные - законные способы приобщения к рыбному, в т.ч. крабовому, промыслу. Это покупка высвобождающихся квот на аукционах в соответствии с действующим порядком, наконец, покупка бизнеса.

В вопросах регулирования деятельности реального сектора экономики Президент Путин В.В. постоянно призывает чиновников действовать аккуратно, т.е. не разрушить, не навредить, защищать права предпринимателей. Но, судя по одобренному Правительством законопроекту о крабовых аукционах, по намерениям распространить на право пользования водными биоресурсами механизмы торгов, последствия таких намерений будут прямо противоположными установкам Президента. Государство в лице Правительства, лоббируя желание новых лиц приобщиться к рыболовству, под видом надуманных оснований - развития конкуренции и повышения эффективности промысла, обновления флота, подобно рейдеру, готовит меры по переделу состава участников рыбопромысловой деятельности, разрушению части компаний, потере рабочих мест, возникновению социальных проблем в регионах. Напрашивается вопрос - крабовые аукционы это предвестник очередной разорительной встряски?

Для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, да и для Президента, этот законопроект может стать неким «водоразделом» в дилемме действовать по закону и заповеди «не навреди», или по чьей-то прихоти вопреки законам, мнению общественности, да и здравому смыслу.

Здравомыслящие люди понимают, что нельзя строить своё благополучие за счёт разрушения других. И уж тем более, недопустимо это со стороны государства.

Если не было намерений порушить созданное в отечественном рыболовстве, Правительству надо исключить из Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики пункты, касающиеся порядка предоставления права пользования водными биоресурсами, как не подпадающие под действие антимонопольного законодательства, и порядка торговли водными биоресурсами, не являющимися объектами торговли. Таковы законы бюрократии. Поскольку начало эпопеи с законопроектом было положено именно этим Планом.   

Неплохо бы рыбацкому сообществу обратиться напрямую к Правительству с таким предложением (хотя понятно, поезд далеко ушёл). А также в Думу и Совет Федерации с предложением отклонить законопроект, как разрушающий действующее законодательство в сфере рыболовства, не отвечающий условиям стабильного хозяйственного и социального развития отрасли, не соответствующий антимонопольному законодательству.

Н. Максимов


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
 <  Август   <  2019 г.