Последние публикации

13 Дек 2019
Вьетнамский экспорт морепродуктов вряд ли достигнет намеченных 10 миллиардов долларов
13 Дек 2019
Китай вновь открывает свой рынок для перуанского пехерея и морского гребешка
13 Дек 2019
Ни рыбы, ни мяса…
13 Дек 2019
В Новосибирске перекрыт канал нелегальной поставки авиатранспортом черной икры
13 Дек 2019
Читинская таможня участвует в эксперименте по автоматической регистрации и автоматическому выпуску транзитных деклараций
13 Дек 2019
За два дня около 7 кг сушеного трепанга пытались тайно вывезти в Поднебесную граждане России и Китая
13 Дек 2019
В Смоленской области Управлением Россельхознадзора запрещен ввоз из Республики Беларусь 700 кг черной икры
13 Дек 2019
В Мурманский морской рыбный порт прибыли четыре новых автопогрузчика
13 Дек 2019
Новости кругосветки: экипаж «Седова» справился с первым авралом
13 Дек 2019
Работу ВНИРО отметили в ФАО ООН
13 Дек 2019
Курс на Канары: «Крузенштерн» преодолеет непростой район Мирового океана
13 Дек 2019
Новостные сводки из кругосветки от капитана «Паллады» Николая Зорченко
13 Дек 2019
Новости кругосветки: традиции и судовой распорядок на «Седове»
13 Дек 2019
Охотоморская путина: вылов минтая вырос на 3% - до 1,66 млн тонн
13 Дек 2019
Вылов сардины иваси, скумбрии и сайры достиг 198 тыс. тонн
12 Дек 2019
Владимир Илюхин провел рабочую встречу с заместителем Председателя Правительства РФ Алексеем Гордеевым
12 Дек 2019
Ждём тебя, «Командор»!
12 Дек 2019
Оперативная информация о специализированном промысле минтая и сельди в Охотском море на 9 декабря
12 Дек 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 09.12.2019
12 Дек 2019
Цены на норвежский лосось растут в связи с приближением рождественского сезона
12 Дек 2019
Слабая национальная валюта вдохнула новую жизнь в бразильский экспорт тилапии
12 Дек 2019
Производство сурими на Хоккайдо выросло на 32% по сравнению с прошлым годом
12 Дек 2019
В США потратили $20 млн на борьбу с озерной форелью
12 Дек 2019
Проведены исследования 979 тонн лососевой икры
12 Дек 2019
В инкубаторы рыбзаводов Сахалина заложили более 1 млрд икринок тихоокеанских лососей
12 Дек 2019
Gодведены итоги государственного контроля промысла водных биоресурсов в 2019 году
12 Дек 2019
Низкорентабельные виды крабов Дальнего Востока опять пытаются продать на аукционе
12 Дек 2019
В Заполярье подорожает скумбрия
12 Дек 2019
Александр Костенко поблагодарил участников губернаторской программы «Приморская рыба»
12 Дек 2019
В России стартует конкурс на соискание премии Правительства в области качества
12 Дек 2019
Забайкалье создает промышленно-аграрный кластер за 4,4 млрд рублей
12 Дек 2019
На Кубани создадут селекционный центр рыбоводства
12 Дек 2019
Ученые придумали, как спасти осетра от браконьеров
12 Дек 2019
«Паллада» после 37-дневного плавания зашла в первый порт кругосветки – Апиа
12 Дек 2019
Россия и Фареры согласовали условия сотрудничества в области рыболовства на 2020 год
12 Дек 2019
Валентин Балашов: Рыбная «банка» на ужин для большинства россиян
12 Дек 2019
Рыбные ряды: цены на мороженую рыбу стабилизировались и в опте, и в рознице
12 Дек 2019
Стартовал основной этап кругосветной экспедиции учебных парусников Росрыболовства
12 Дек 2019
Второй траулер, построенный по программе инвестквот, передан камчатским рыбакам
12 Дек 2019
На Камчатке обсуждают проблемы развития Дальнего Востока и Арктики
11 Дек 2019
Власти не согласились с выводами Минфина о неэффективности налоговых льгот для бизнеса
11 Дек 2019
Поставщики рассказали о проблемах в магазинах Spar и «Семья»
11 Дек 2019
X5 ускорит процесс тестирования инноваций для супермаркетов
11 Дек 2019
Верховный суд рассмотрит запрос X5 о законности вычетов по НДС за рекламу
11 Дек 2019
Приморские морепродукты с китайским привкусом
11 Дек 2019
Камчатские рыбаки поддержали Германа Зверева
11 Дек 2019
Норвежский экспорт морепродуктов в январе - ноябре 2019 года
11 Дек 2019
Экспорт вьетнамских креветок продолжает сокращаться
11 Дек 2019
Импорт морепродуктов в Южную Корею из Чили упал на 50%
11 Дек 2019
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 29.11.2019 – 05.12.2019

Подписка на новости

Действуем по закону или по желанию?

4968
Эксклюзив

Взгляд со стороны бывшего чиновника

Правительство Российской Федерации одобрило и внесло в Государственную Думу законопроект о новом виде квот вылова крабов, предусматривающий распределение между пользователями 50 процентов допустимого объёма добычи (вылова) крабов путём проведения аукционов вместо действующего - «исторического принципа». Данная мера включена в План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018г. № 1697-р. С него и началась история с законопроектом.

По мнению Правительства законопроект призван решить как минимум две глобальные задачи – под видом повышения экономической эффективности добычи крабов пополнение доходной части бюджета от аукционных торгов квотами, и обновление рыбопромыслового флота. Кроме того, ожидаемым результатом принятия закона является создание условий для входа на рынок добычи (вылова) водных биоресурсов новых участников (п.2 раздела XVI «дорожной карты»).

Правительство проигнорировало отрицательное заключение Минэкономразвития России по итогам оценки регулирующего воздействия на законопроект о крабовых аукционах, которое прогнозирует возможные совокупные финансовые потери отрасли на сумму до 100 млрд. рублей, в том числе в связи с неисполнением кредитных обязательств. В заключении отмечается, что следствием принятия законопроекта станет отвлечение средств компаний на аукционы, т.е. перекачка денег в бюджет, вместо инвестиций в производство и обновление флота. Краболовы заплатят значительную цену за создание условий для входа на «рынок» добычи (вылова) краба новых участников этого вида промысла, в том числе потерей бизнеса. Останутся ли средства для обновления флота?

Проигнорировано также отрицательное мнение о законопроекте отраслевых ассоциаций, предприятий, руководителей прибрежных регионов. Не были приняты во внимание такие аргументы, как сокращение рентабельности промысла, налогооблагаемой базы, инвестиционных возможностей, угроза закрытия предприятий и роста социальных проблем, поскольку часть пользователей будут лишены 50 процентов квот вылова крабов, другие окажутся на грани банкротства.

Надо полагать, это только начало, аналогичная ситуация угрожает и пользователям других объектов водных биоресурсов.

Корень этих проблем с разрушительными последствиями кроется в намеренном, и надо полагать, неправомерном распространении на сферу природопользования, каким является рыболовство, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (п.2 ст.1). Конкуренция согласно закону - соперничество хозяйствующих субъектов… возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4).

Таким образом, данный закон действует для товарных рынков и регулирует товарные рынки. Где тут, скажите, рынок водных биоресурсов, т.е. для рыбы в воде?

Согласно Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ водные биологические ресурсы - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пп. 1 п.1 ст.1). Водные биоресурсы становятся товаром только тогда, когда они подняты на борт судна, когда на изъятие их из естественной водной среды затрачен труд экипажа, использованы орудия и средства труда, что выражается в определённой себестоимости промысловых усилий, а затем и стоимости, когда уже в виде товара они попадают на рынок купли-продажи.

Поэтому водные биоресурсы не могут быть объектом купли-продажи на товарном рынке, поскольку они не являются товаром и предметом торгового оборота, товарного рынка для них не существует. Это объекты промысла, природное сырье для хозяйственной деятельности. Как любые другие природные ресурсы в других сферах деятельности. По отношению к ним существует единственное право – право пользования. За это право пользователи платят государству ставки сбора. Единственная сфера водных биоресурсов – природная морская среда естественного обитания, а не товарный рынок.

Однако авторы «дорожной карты» включили водные биоресурсы в план мероприятий по развитию конкуренции. В частности в разделеXVI плана предусмотрены «унификация торгов в сферах рыболовства и рыбоводства» (п. 1), разработка комплекса мер в целях «создания условий по насыщению внутреннего рынка водными биоресурсами» (п. 8), системное развитие организованных торгов водными биоресурсами (п. 9). Таким образом, Правительство намерено организовать торги в рыболовстве, торговлю водными биоресурсами и насыщать ими внутренний рынок.

Вместе с тем такого товара нет ни в одной товарной номенклатуре видов экономической деятельности (ТН ВЭД). Как нет и такого придуманного понятия - «рынок добычи (вылова) водных биоресурсов», о котором упоминается в «дорожной карте». Что это – намеренная подмена понятий, профессиональная безграмотность или горячее желание подвести шаткую законодательную основу под намерение устроить рынок там, где ему нет места, и пристроить к рыболовству тех, кому очень хочется?

Когда видишь такие «перлы» в официальных правительственных документах, возникают вопросы: это писали неграмотные чиновники (ихтиологи, экономисты, юристы)? Или это писали люди, пусть грамотные, но намеренно притянувшие за уши водные биоресурсы в сферу антимонопольного регулирования товарных рынков, завуалировав намерение передела состава участников рыбного бизнеса и желание открыть «входную дверь» для неких избранных?

Основа стабильной работы отрасли – сложившаяся прозрачная нормативная база, гарантирующая на годы вперёд возможность планировать промысловую, хозяйственную и инвестиционную деятельность при долгосрочном наделении предприятий правом пользования водными биоресурсами на основе «исторического принципа», родившегося однажды из тех же аукционов. Хорошенько встряхнувших отрасль, когда не всем пришлось устоять и уцелеть, а кому-то дорого заплатить за возможность продолжить заниматься промыслом. Однако именно благодаря этому принципу предприятия могут просчитывать свои прогнозные бизнес-планы. В результате из года в год наблюдается устойчивая динамика роста уловов (хотя в Правительстве такую работу оценивают не эффективной). В 2018г. был достигнут рекордный показатель – свыше 5 млн. тонн добычи водных биоресурсов. Сохранение «исторического принципа», действующего во многих странах с развитым рыболовством, как незыблемой основы и отечественного рыболовства, неоднократно подтверждалось государством.

Для входа в сферу рыболовства новых участников не нужно разрушать то, что годами создавалось и стабильно работает. Для этого есть иные - законные способы приобщения к рыбному, в т.ч. крабовому, промыслу. Это покупка высвобождающихся квот на аукционах в соответствии с действующим порядком, наконец, покупка бизнеса.

В вопросах регулирования деятельности реального сектора экономики Президент Путин В.В. постоянно призывает чиновников действовать аккуратно, т.е. не разрушить, не навредить, защищать права предпринимателей. Но, судя по одобренному Правительством законопроекту о крабовых аукционах, по намерениям распространить на право пользования водными биоресурсами механизмы торгов, последствия таких намерений будут прямо противоположными установкам Президента. Государство в лице Правительства, лоббируя желание новых лиц приобщиться к рыболовству, под видом надуманных оснований - развития конкуренции и повышения эффективности промысла, обновления флота, подобно рейдеру, готовит меры по переделу состава участников рыбопромысловой деятельности, разрушению части компаний, потере рабочих мест, возникновению социальных проблем в регионах. Напрашивается вопрос - крабовые аукционы это предвестник очередной разорительной встряски?

Для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, да и для Президента, этот законопроект может стать неким «водоразделом» в дилемме действовать по закону и заповеди «не навреди», или по чьей-то прихоти вопреки законам, мнению общественности, да и здравому смыслу.

Здравомыслящие люди понимают, что нельзя строить своё благополучие за счёт разрушения других. И уж тем более, недопустимо это со стороны государства.

Если не было намерений порушить созданное в отечественном рыболовстве, Правительству надо исключить из Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики пункты, касающиеся порядка предоставления права пользования водными биоресурсами, как не подпадающие под действие антимонопольного законодательства, и порядка торговли водными биоресурсами, не являющимися объектами торговли. Таковы законы бюрократии. Поскольку начало эпопеи с законопроектом было положено именно этим Планом.   

Неплохо бы рыбацкому сообществу обратиться напрямую к Правительству с таким предложением (хотя понятно, поезд далеко ушёл). А также в Думу и Совет Федерации с предложением отклонить законопроект, как разрушающий действующее законодательство в сфере рыболовства, не отвечающий условиям стабильного хозяйственного и социального развития отрасли, не соответствующий антимонопольному законодательству.

Н. Максимов


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Декабрь   <  2019 г.