Последние публикации

14 Окт 2019
Золотая медаль «Продукт года-2019» вручена Океанрыбфлоту за производство высококачественных рыбопродуктов
14 Окт 2019
Китай и Южная Корея все больше интересуются норвежскими морепродуктами
14 Окт 2019
Норвегия значительно увеличила объем экспорта лосося
14 Окт 2019
Норвежский экспорт морепродуктов в сентябре 2019 года
14 Окт 2019
Глубоководные крабы не доползли до аукционов
14 Окт 2019
Компания «Дорада» внесла заведомо ложные данные в «Меркурий»
14 Окт 2019
Грузооборот ММРП по рыбе в сентябре вырос на 75 процентов
14 Окт 2019
Круглый стол по вопросам регулирования в сфере оборота водных биоресурсов прошел в Россельхознадзоре
14 Окт 2019
На Сахалине в икре местного производителя выявлено нарушение
14 Окт 2019
Причины возврата партии икры осетровых рыб, поступившей из Республики Армения
14 Окт 2019
В партии свежемороженой северной креветки выявлены бактерии кишечной палочки и превышение уровня бактериальной обсемененности
14 Окт 2019
Управлением Россельхознадзора по Мурманской области оформлено на экспорт более 123 тысяч тонн рыбы и морепродукции
14 Окт 2019
В Совфеде изучат соглашение с США о разграничении в море, которое невыгодно России
14 Окт 2019
Севастопольским рыбакам-прибрежникам расширят перечень мест выгрузки улова
14 Окт 2019
Челябинские общественники против жаберных сетей
14 Окт 2019
Дрозденко: в 2019 году экспорт продукции АПК Ленобласти вырос на 35%
14 Окт 2019
Ленобласть будет выращивать королевские креветки
14 Окт 2019
Россия и Сербия укрепляют сотрудничество в сфере АПК
14 Окт 2019
В Россельхознадзоре заявили о снижении качества чёрной икры в РФ
14 Окт 2019
В Калининградской области растет производство рыбной продукции
14 Окт 2019
В Калининграде может появиться комплекс по выращиванию рыбы
14 Окт 2019
Дальневосточные таможенники и бизнес о перспективах внешнеэкономической деятельности
14 Окт 2019
Рыболовецкая компания перевела в Китай более 4 миллионов рублей за непоставленный товар
14 Окт 2019
Ученые ВНИРО и РАН исследуют биоразнообразие реки Волга
14 Окт 2019
ВНИРО: очередной этап выпуска белух начнется на следующей неделе
14 Окт 2019
Минсельхоз утвердил порядок получения участков для воспроизводства анадромных видов рыб
11 Окт 2019
Экспорт снежного краба (опилио) живого из Норвегии за 9 месяцев 2019 года
11 Окт 2019
Учёные рассказали о научной базе развития аквакультуре на Дальнем Востоке
11 Окт 2019
Из рыбы вычищают льготы
11 Окт 2019
В Минэкономразвития создали департамент по «регуляторной гильотине»
11 Окт 2019
Частицы микропластика зафиксировали на всем протяжении Северного морского пути
11 Окт 2019
Производство сига в ЯНАО просубсидируют на 75 миллионов рублей
11 Окт 2019
Минсельхоз России проведет I Международный агропромышленный форум
11 Окт 2019
Очереди за рыбой – это позор
11 Окт 2019
Производство рыбы в Нижегородской области к концу 2021 года может выйти на уровень 729 тонн
11 Окт 2019
«Рыбный край»: власти Петропавловска попытаются не допустить беспорядков при раздаче бесплатной рыбы
11 Окт 2019
В Роскачестве объяснили, как не купить испорченную рыбу и икру
11 Окт 2019
Китайцы распробовали хабаровскую селёдку
11 Окт 2019
Уголовное дело по факту браконьерства в особо крупном размере направлено в суд
11 Окт 2019
Россия наращивает экспорт
11 Окт 2019
Южно-Курильский рыбокомбинат анонсирует в Китае продукцию будущего завода на Кунашире
11 Окт 2019
Росрыболовство подготовит изменения в техрегламент ЕАЭС о безопасности рыбопродукции
11 Окт 2019
АНОНС: Заседание Общественного совета при Росрыболовстве состоится 24 октября
11 Окт 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
11 Окт 2019
Вячеслав Зиланов: «Линия предательства» – как СССР сдавал США акваторию Берингова моря
11 Окт 2019
Экспорт норвежской форели вырос
11 Окт 2019
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 27.09.2019 – 03.10.2019
11 Окт 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 04.10.2019
11 Окт 2019
Экспорт королевского (камчатского) краба живого из Норвегии за 9 месяцев 2019 года
10 Окт 2019
Экспорт королевского (камчатского) краба мороженого из Норвегии за 9 месяцев 2019 года

Подписка на новости

Действуем по закону или по желанию?

4475
Эксклюзив

Взгляд со стороны бывшего чиновника

Правительство Российской Федерации одобрило и внесло в Государственную Думу законопроект о новом виде квот вылова крабов, предусматривающий распределение между пользователями 50 процентов допустимого объёма добычи (вылова) крабов путём проведения аукционов вместо действующего - «исторического принципа». Данная мера включена в План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018г. № 1697-р. С него и началась история с законопроектом.

По мнению Правительства законопроект призван решить как минимум две глобальные задачи – под видом повышения экономической эффективности добычи крабов пополнение доходной части бюджета от аукционных торгов квотами, и обновление рыбопромыслового флота. Кроме того, ожидаемым результатом принятия закона является создание условий для входа на рынок добычи (вылова) водных биоресурсов новых участников (п.2 раздела XVI «дорожной карты»).

Правительство проигнорировало отрицательное заключение Минэкономразвития России по итогам оценки регулирующего воздействия на законопроект о крабовых аукционах, которое прогнозирует возможные совокупные финансовые потери отрасли на сумму до 100 млрд. рублей, в том числе в связи с неисполнением кредитных обязательств. В заключении отмечается, что следствием принятия законопроекта станет отвлечение средств компаний на аукционы, т.е. перекачка денег в бюджет, вместо инвестиций в производство и обновление флота. Краболовы заплатят значительную цену за создание условий для входа на «рынок» добычи (вылова) краба новых участников этого вида промысла, в том числе потерей бизнеса. Останутся ли средства для обновления флота?

Проигнорировано также отрицательное мнение о законопроекте отраслевых ассоциаций, предприятий, руководителей прибрежных регионов. Не были приняты во внимание такие аргументы, как сокращение рентабельности промысла, налогооблагаемой базы, инвестиционных возможностей, угроза закрытия предприятий и роста социальных проблем, поскольку часть пользователей будут лишены 50 процентов квот вылова крабов, другие окажутся на грани банкротства.

Надо полагать, это только начало, аналогичная ситуация угрожает и пользователям других объектов водных биоресурсов.

Корень этих проблем с разрушительными последствиями кроется в намеренном, и надо полагать, неправомерном распространении на сферу природопользования, каким является рыболовство, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (п.2 ст.1). Конкуренция согласно закону - соперничество хозяйствующих субъектов… возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4).

Таким образом, данный закон действует для товарных рынков и регулирует товарные рынки. Где тут, скажите, рынок водных биоресурсов, т.е. для рыбы в воде?

Согласно Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ водные биологические ресурсы - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пп. 1 п.1 ст.1). Водные биоресурсы становятся товаром только тогда, когда они подняты на борт судна, когда на изъятие их из естественной водной среды затрачен труд экипажа, использованы орудия и средства труда, что выражается в определённой себестоимости промысловых усилий, а затем и стоимости, когда уже в виде товара они попадают на рынок купли-продажи.

Поэтому водные биоресурсы не могут быть объектом купли-продажи на товарном рынке, поскольку они не являются товаром и предметом торгового оборота, товарного рынка для них не существует. Это объекты промысла, природное сырье для хозяйственной деятельности. Как любые другие природные ресурсы в других сферах деятельности. По отношению к ним существует единственное право – право пользования. За это право пользователи платят государству ставки сбора. Единственная сфера водных биоресурсов – природная морская среда естественного обитания, а не товарный рынок.

Однако авторы «дорожной карты» включили водные биоресурсы в план мероприятий по развитию конкуренции. В частности в разделеXVI плана предусмотрены «унификация торгов в сферах рыболовства и рыбоводства» (п. 1), разработка комплекса мер в целях «создания условий по насыщению внутреннего рынка водными биоресурсами» (п. 8), системное развитие организованных торгов водными биоресурсами (п. 9). Таким образом, Правительство намерено организовать торги в рыболовстве, торговлю водными биоресурсами и насыщать ими внутренний рынок.

Вместе с тем такого товара нет ни в одной товарной номенклатуре видов экономической деятельности (ТН ВЭД). Как нет и такого придуманного понятия - «рынок добычи (вылова) водных биоресурсов», о котором упоминается в «дорожной карте». Что это – намеренная подмена понятий, профессиональная безграмотность или горячее желание подвести шаткую законодательную основу под намерение устроить рынок там, где ему нет места, и пристроить к рыболовству тех, кому очень хочется?

Когда видишь такие «перлы» в официальных правительственных документах, возникают вопросы: это писали неграмотные чиновники (ихтиологи, экономисты, юристы)? Или это писали люди, пусть грамотные, но намеренно притянувшие за уши водные биоресурсы в сферу антимонопольного регулирования товарных рынков, завуалировав намерение передела состава участников рыбного бизнеса и желание открыть «входную дверь» для неких избранных?

Основа стабильной работы отрасли – сложившаяся прозрачная нормативная база, гарантирующая на годы вперёд возможность планировать промысловую, хозяйственную и инвестиционную деятельность при долгосрочном наделении предприятий правом пользования водными биоресурсами на основе «исторического принципа», родившегося однажды из тех же аукционов. Хорошенько встряхнувших отрасль, когда не всем пришлось устоять и уцелеть, а кому-то дорого заплатить за возможность продолжить заниматься промыслом. Однако именно благодаря этому принципу предприятия могут просчитывать свои прогнозные бизнес-планы. В результате из года в год наблюдается устойчивая динамика роста уловов (хотя в Правительстве такую работу оценивают не эффективной). В 2018г. был достигнут рекордный показатель – свыше 5 млн. тонн добычи водных биоресурсов. Сохранение «исторического принципа», действующего во многих странах с развитым рыболовством, как незыблемой основы и отечественного рыболовства, неоднократно подтверждалось государством.

Для входа в сферу рыболовства новых участников не нужно разрушать то, что годами создавалось и стабильно работает. Для этого есть иные - законные способы приобщения к рыбному, в т.ч. крабовому, промыслу. Это покупка высвобождающихся квот на аукционах в соответствии с действующим порядком, наконец, покупка бизнеса.

В вопросах регулирования деятельности реального сектора экономики Президент Путин В.В. постоянно призывает чиновников действовать аккуратно, т.е. не разрушить, не навредить, защищать права предпринимателей. Но, судя по одобренному Правительством законопроекту о крабовых аукционах, по намерениям распространить на право пользования водными биоресурсами механизмы торгов, последствия таких намерений будут прямо противоположными установкам Президента. Государство в лице Правительства, лоббируя желание новых лиц приобщиться к рыболовству, под видом надуманных оснований - развития конкуренции и повышения эффективности промысла, обновления флота, подобно рейдеру, готовит меры по переделу состава участников рыбопромысловой деятельности, разрушению части компаний, потере рабочих мест, возникновению социальных проблем в регионах. Напрашивается вопрос - крабовые аукционы это предвестник очередной разорительной встряски?

Для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, да и для Президента, этот законопроект может стать неким «водоразделом» в дилемме действовать по закону и заповеди «не навреди», или по чьей-то прихоти вопреки законам, мнению общественности, да и здравому смыслу.

Здравомыслящие люди понимают, что нельзя строить своё благополучие за счёт разрушения других. И уж тем более, недопустимо это со стороны государства.

Если не было намерений порушить созданное в отечественном рыболовстве, Правительству надо исключить из Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики пункты, касающиеся порядка предоставления права пользования водными биоресурсами, как не подпадающие под действие антимонопольного законодательства, и порядка торговли водными биоресурсами, не являющимися объектами торговли. Таковы законы бюрократии. Поскольку начало эпопеи с законопроектом было положено именно этим Планом.   

Неплохо бы рыбацкому сообществу обратиться напрямую к Правительству с таким предложением (хотя понятно, поезд далеко ушёл). А также в Думу и Совет Федерации с предложением отклонить законопроект, как разрушающий действующее законодательство в сфере рыболовства, не отвечающий условиям стабильного хозяйственного и социального развития отрасли, не соответствующий антимонопольному законодательству.

Н. Максимов


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Октябрь   <  2019 г.