Последние публикации

21 Фев 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
21 Фев 2019
Охотоморская путина: добыто более 306 тыс. тонн минтая и 50 тыс. тонн сельди
21 Фев 2019
Камчатский суд установил нарушение прав коренных народов Росрыболовством
21 Фев 2019
Загляните камбале в глаза
21 Фев 2019
ВАРПЭ разоблачает разработчиков нового законопроекта
21 Фев 2019
Глава Росрыболовства принял участие в открытии крупнейшей отраслевой выставки на Африканском континенте
21 Фев 2019
Чисто по-русски: обещанного три года ждут
21 Фев 2019
Главы рыболовных ведомств России и Марокко обсудили заключение нового соглашения о сотрудничестве
21 Фев 2019
Восстановление рыбных запасов Русского Севера обсудили в Петрозаводске
21 Фев 2019
Будни прибрежного лова: аресты, обыски, спецназ
21 Фев 2019
Илья Шестаков: рыболовная политика России основана на принципах устойчивого и ответственного рыболовства
20 Фев 2019
Зампред Макоедов покинул сахалинское правительство
20 Фев 2019
«Газпром нефть» окажет содействие развитию Новопортовского рыбозавода
20 Фев 2019
Об очередном обновлении компонента Меркурий до версии 6.14
20 Фев 2019
"Профессор Кагановский" держит курс в залив Аляска
20 Фев 2019
В Сахалинской области подешевела навага
20 Фев 2019
Навага и минтай – по доступным ценам на «Рыбном рынке» Владивостока
20 Фев 2019
Россия и Марокко согласовали условия промысла на 2019 год
20 Фев 2019
В Калининграде становится больше доступной рыбы
20 Фев 2019
ВНИРО приглашает на VII научно-практическую конференцию молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса»
20 Фев 2019
Росрыболовство предлагает провести масштабную проверку на рынке икры осетровых
20 Фев 2019
Ремонт «Седова» идет по графику
20 Фев 2019
Рыбоводное хозяйство ООО "Кинтизьма" в 2019 году откроет цех по переработке рыбы
20 Фев 2019
Около 4 тысяч тонн наваги уже добыли на Сахалине с начала года
20 Фев 2019
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 08.02.2019-`14.02.2019
20 Фев 2019
Экспорт норвежского лосося 04.02.19-10.02.19
20 Фев 2019
На японском рынке подешевели сардины и скумбрия
20 Фев 2019
Производство аквакультуры в Китае превысило 50 млн тонн
20 Фев 2019
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 7-я неделя 2019 г
20 Фев 2019
Росрыболовство обвинили в дискриминации коренных народов
19 Фев 2019
Вступил в законную силу приговор по делу о незаконном пересечении государственной границы с целью добычи (вылова) водных биологических ресурсов
19 Фев 2019
Штаб предстоящей лососевой путины на Сахалине обновили
19 Фев 2019
В Костромской области увеличиваются объемы реализации товарной рыбы
19 Фев 2019
Процедура ОРВ законопроекта о крабовых аукционах будет проведена после завершения публичных обсуждений
19 Фев 2019
При внесении изменений в Закон о госгранице не было учтено мнение рыбаков, что привело к проблемам в работе рыбопромыслового флота
19 Фев 2019
На Дальнем Востоке увеличивается вылов лососей
19 Фев 2019
На Ярмарках вакансий в Мурманске и Севастополе представят крупнейшие рыбодобывающие компании Дальнего Востока
19 Фев 2019
Отчетная сессия КамчатНИРО: итоги
19 Фев 2019
Зампред Макоедов покинул сахалинское правительство
19 Фев 2019
На Сочинском инвестфоруме губернатор Мурманской области выступила против инициатив Росрыболовства
19 Фев 2019
Норвежский экспорт сельди падает, но продажи скумбрии растут
19 Фев 2019
Американский рынок остается самым важным для чилийского лосося, но продажи в Россию и Китай растут быстрыми темпами
19 Фев 2019
Цены на норвежского лосося на 6-й неделе немного снизились
19 Фев 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
19 Фев 2019
Рыбные ряды: обзор оптовых цен с 11 по 17 февраля 2019 года
19 Фев 2019
Рабочая группа в Росрыболовстве обсудила изменения в правила рыболовства для Дальневосточного бассейна
19 Фев 2019
В Агадире открылась 4-я сессия Российско-Марокканской комиссии по рыболовству
19 Фев 2019
Россия, Канада, США, Япония и Корея начали уникальные морские исследования тихоокеанских лососей
19 Фев 2019
Илья Шестаков обсудил с капитанами судов действие новых мер регулирования рыболовства и обстановку на промысле
18 Фев 2019
Руководитель Росрыболовства посетит Королевство Марокко

Подписка на новости

Неладно что-то в рыбном королевстве…

3607
Эксклюзив

Это письмо я получил по социальным сетям – оно гуляет там уже полмесяца, обсуждается, но, судя по реакции рыбацкой общественности, в этих кругах остается неизвестным.

Я знаю Сергея Андреевича Путилова, бывшего заместителя начальника Камчатрыбвода, лично и прекрасно понимаю, что написать такое письмо его заставили какие-то чрезвычайные причины, когда происходящие на Камчатке события, связанные с рыбной отраслью, показывают со всей откровенной очевидностью насколько прогнила система управления и к каким пагубным последствиям все это может привести в стране.

Я прекрасно понимаю и отдаю себе полный отчет в том, что автором этого письма двигали и личные мотивы, касающиеся конкретных личностей, указанных в данном письме. Но имена названы, на непристойные их деяния указано, поэтому теперь это дело компетентных органов разобраться в тех обвинениях, которые касаются конкретных лиц. Мир, конечно, наполнен различными слухами, которые косвенно подтверждают авторскую правоту, но мы готовы опубликовать самые различные мнения по этому поводу тех лиц, которые будут проводить соответствующие разбирательства. Тем более, что письмо отправлено Первому лицу государства…

Сергей Вахрин,
главный редактор сайта «Рыба Камчатского края»

13112018_720.jpg

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Обращаюсь к Вам по вопросам недостатков в организации деятельности Федерального Агентства по рыболовству (ФАР) в части обеспечения населения рыбой и морепродуктами, которое несомненно является главной задачей рыбной отрасли.

Очевидно, что основной причиной этого являются грубые просчёты в подборе кадров руководящего состава ФАР и его структурных подразделений. При должной организации комплектования кадров большинство нерешаемых в течение многих лет вопросов просто не возникло бы, т.к. любой эффективный вид деятельности предполагает участие профессионалов.

Назначение руководителями ФАР людей, не имеющих опыта работы в рыбной промышленности является стратегической ошибкой. Примером этому служат события последних лет. Так в 2007г. руководителем Госкомрыболовства, а впоследствии ФАР был назначен А.Крайний, в 2014г. И.Шестаков. Назначение этих руководителей, не имевших ранее отношения к рыбной отрасли, а также последующие назначения ими руководителей территориальных подразделений ФАР ни к чему хорошему привести не могли и не привели в итоге, обрекли рыбную отрасль на долговременный, продолжающийся и ныне кризис, характеризующийся в частности провалом Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса РФ в части обеспечения населения доступной рыбопродукцией.

Итоги кадровой политики. Показателен в данном отношении Камчатский край, крупнейший рыбодобывающий регион России. В 2007 г. А.Крайним руководителем Северо Восточного территориального управления ФАР (СВТУ ФАР) был назначен бывший полковник МВД Е.Широков, хорошо известный населению края как криминальный авторитет в погонах, владелец нескольких крупных рыбопромышленных предприятий (оформленных естественно на родственников), организатор преступных схем браконьерского промысла. Из каких соображений состоялось его назначение стало понятно при проведении в 2008г. конкурсов по закреплению рыбопромысловых участков (РПУ) на долговременной основе. Конкурсы сопровождались денежными поборами участников, причем это происходило почти легально, расценки были известны всем. Излишне говорить о том, что предприятия Широкова получили лучшие РПУ. Отдельная тема - это выделение участков для ведения спортивного - любительского рыболовства, где большинство участков через подставных лиц также досталось Широкову. Следует заметить, что некоторые из участков имеют протяжённость в несколько десятков километров, не редко от устьев рек до самых истоков, где расположены нерестилища лососёвых, что не допустимо. Итогом этих конкурсов стало то, что в Камчатском крае практически не осталось доступных рыбохозяйственных водоёмов общего пользования. Данное обстоятельство повсеместно вызывает справедливое недовольство населения.

В дальнейшем Широковым была установлена следующая схема. При ведении промысла предприятия через доверенных лиц должны были платить определённую, установленную им сумму, буквально за каждый килограмм выловленной рыбы, что давало предприятиям возможность безнаказанно нарушать Правила рыболовства. Так работал этот деятельный страж закона до 2014г., пока на должность руководителя ФАР не был назначен И.Шестаков.

Е.Широков был уволен и тут же назначен губернатором на должность руководителя Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края.

В 2014г. И.Шестаковым на должность руководителя СВТУ ФАР был назначен А.Христенко, до этого владелец группы негосударственных охранных предприятий «Арес» в Ленинградской области. Этот руководитель, не имея ни малейшего представления о рыбоохране и организации рыбного промысла, начал с того, что избавился практически от всех ранее работавших инспекторов, рыбоводов и других специалистов, он произвёл почти 100% замену кадрового состава Управления. Результатом этих реформ стало полное отсутствие рыбоохраны в крае, продолжавшееся несколько лет, органы рыбоохраны окончательно утратили наработанный ранее годами авторитет.

Апофеозом организации работы Управления стало назначение А.Христенко в 2016г. своим помощником И.Шайхова, фактического владельца одной из самых крупных рыбопромышленных компаний - ООО «Лойд-Фиш», бывшего советника губернатора Кузьмицкого (2007г.), затем заместителя председателя правительства - министра рыбного хозяйства Камчатского края (2008г.), который после проведения конкурса по закреплению РПУ на долговременной основе (участвовал в работе конкурсной комиссии в качестве заместителя председателя), был вынужден уйти с должности министра по причине предоставления им подложных документов об образовании, что получило широкую огласку в местных средствах массовой информации, однако никаких оргвыводов в отношении И.Шайхова не последовало.

Вновь принятый на госслужбу чиновник организовал рыбоохранную работу в Камчатском крае следующим образом. Была создана Ассоциация рыбопромышленников «Река Большая», председателем правления которой стал родственник И.Шайхова Э.Шайхов. В ассоциацию вошли несколько крупных рыбных компаний, в том числе и принадлежащие бывшему руководителю СВТУ ФАР Е.Широкову. Ассоциация декларирует основной своей задачей борьбу с браконьерством, работа организуется следующим образом. Комплектуются оперативные группы, в которые входят государственный инспектор рыбоохраны и несколько человек общественных инспекторов, главным образом это сотрудники частных охранных предприятий Ленинградской области, которым Ассоциация платит зарплату, превышающую зарплату госинспекторов в среднем в два раза, оплачивает проезд, питание и т.п., естественно, что и услуги самих охранных предприятий тоже оплачиваются. При этом вся работа направлена только на пресечение нарушений Правил рыболовства гражданами, рыбопромышленные компании (юридические лица) работают практически бесконтрольно, что наглядно показала лососёвая путина 2018г.

Неудовлетворительная организация промысла при массовом подходе горбуши в 2018г. привела к тому, что береговые предприятия и суда были не в состоянии переработать вылавливаемую рыбу, которая тысячами тонн выбрасывалась в море и на берегу, причём почти все рыбоперерабатывающие заводы перешли на заготовку лососёвой икры в чистом виде, при этом рыба потрошилась и выбрасывалась (видеосюжеты об этом заполнили интернет), это происходило повсеместно на западном побережье Камчатки. Однако руководством СВТУ ФАР не были приняты меры для пресечения этой незаконной деятельности, инспекторами рыбоохраны не составлено ни одного протокола по этому поводу, ни одному предприятию не предъявлен ущерб. В то же время местное население и граждане относящиеся к коренным народам севера не могли свободно вылавливать рыбу для собственных нужд, что крайне негативно сказалось на отношении к органам рыбоохраны, вызвало небывалый рост социальной напряжённости. По центральному телевидению проходили сюжеты, где представители ФАР утверждали, что выброшенная рыба, заснятая в видеороликах населением, это дело рук браконьеров. Данное утверждение абсурдно по причине того что вываливать рыбу машинами, десятками и сотнями тонн могут только рыбодобывающие предприятия, да и наличие выброшенной в таком количестве рыбы «браконьерского» происхождения свидетельствует лишь о том, что никакой борьбы с браконьерством на Камчатке нет и в помине. Во всяком случае, факт массовой порчи рыбы, особо ценных лососёвой видов, неоспорим. Несмотря на заявления представителей МВД и прокуратуры не расследован ни один случай выброса рыбы, виновные не привлечены к ответственности.

Таким образом:

В результате не продуманной кадровой политики комплектования руководящего состава ФАР, в органах рыбоохраны Камчатского края на протяжении ряда лет существовали преступные схемы организации незаконного промысла. В настоящее время сложилась коррупционная схема, где одним из руководителей федерального органа исполнительной власти СВТУ ФАР является представитель рыбного бизнеса И.Шайхов, который лоббирует интересы крупных рыбопромышленников, оказывающих финансовую поддержку частному охранному бизнесу, к которому, очевидно, имеет отношение руководитель СВТУ ФАР А.Христенко. Свидетельством взаимовыгодного сотрудничества рыбопромышленников и руководства СВТУ ФАР, которое выражается в отсутствии контроля промысловой деятельности юридических лиц, является тот факт, что с 2008г. по настоящее время ни одно предприятие не было лишено права пользования РПУ за нарушение Правил рыболовства, не смотря на то, что поводов к этому было более чем достаточно, особенно в 2018г. Следует заметить также, что руководством СВТУ ФАР на протяжении многих лет и по настоящее время не решаются вопросы организации рыбного промысла для собственных нужд населением и гражданами, относящимися к коренным народам севера.

Не смотря на рекордный по сравнению с предыдущими годами вылов лососёвых, на внутреннем рынке страны цены на рыбу остались на прежнем высоком уровне или снизились незначительно, основными причинами этого является то, что большая часть рыбопродукции уходит на экспорт, а также неуёмные аппетиты представителей оптовой и розничной торговли. Деятельность ФАР по организации обеспечения населения рыбой и морепродуктами по доступным ценам нельзя оценить положительно. Централизованные поставки рыбы потребителю через сеть государственных магазинов «Океан» остаются несбыточной мечтой. Объективно, руководство ФАР не в состоянии самостоятельно решить эту проблему или хотя бы предложить варианты её решения. Рассчитывать на то, что предприниматели самостоятельно пойдут на встречу отечественному потребителю не приходится, это наглядно показывает весь обозримый период пользования рыбными ресурсами коммерческими предприятиями с частным капиталом. Налицо необходимость государственного регулирования с целью обеспечения продовольственной безопасности Страны, улучшения уровня жизни населения.

Считаю, что на первом этапе одним из возможных вариантов решения этого вопроса могло бы стать принятие нормативно-правового акта, обязывающего рыбопромышленников отпускать продукцию в первую очередь на внутренний рынок в требуемом количестве и ассортименте, исходя из желаемой годовой нормы потребления на одного человека и пропорционально выделенным конкретному предприятию лимитам. Необходимо, чтобы данное положение стало непременным условием предоставления права на ведение промысла, вплоть до наделения ФАР либо другой государственной структуры полномочиями предоставлять предприятиям разрешения на экспорт рыбопродукции. Это позволит также увеличить собираемость налогов, т.к. при продаже рыбы за границу предприятия занижают полученную прибыль в несколько раз. Необходимо также обратить внимание на ценообразование, в качестве чрезвычайной меры установить торговым организациям максимально возможный процент прибыли (крупным торговым сетям во всяком случае), ну и конечно решить транспортные проблемы по доставке рыбопродукции потребителю.

Считаю также, что необходимо рассмотреть вопрос о возврате к прежней структуре рыбной отрасли, существовавшей до перестроечных «реформ», ведь оглядываясь назад мы не находим в ней изъянов, по настоящее время никто ничего лучшего предложить не смог. А это значит создать Министерство рыбного хозяйства, увеличить долю государственных рыбодобывающих предприятий, что позволит достичь прежнего уровня добычи рыбы, решить вопросы пополнения бюджета, а значит государственного финансирования отрасли, избежать бесконечной чехарды с распределением лимитов, которая «кормит» уйму чиновников, и многих других проблем. Нужно признать, наконец, что бесконечные эксперименты с реорганизацией управления отрасли ни к чему хорошему не привели, существовавшая ранее структура рыбной промышленности была наиболее эффективной, что позволяло стабильно работать и направлять все усилия на достижение наиболее высоких производственных показателей.

Не уверен, что предложенное мной не имеет изъянов, очевидно одно - тема неудовлетворительного состояния рыбной отрасли настолько важна, что требует немедленного решения с привлечением профессионалов, имеющих большой опыт работы в рыбной промышленности, а возможно и Вашего прямого вмешательства. Надеюсь, что объективно оценил изложенную ситуацию, т.к. имею достаточный опыт работы в органах рыбоохраны. Прошу Вас рассмотреть моё обращение по-существу.

29.10.2018
С.А.Путилов


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
 <  Февраль   <  2019 г.