Последние публикации

14 Июл 2020
Норвегия увеличила продажи лосося в ЕС
14 Июл 2020
Blumar выловил почти 8 500 сбежавших лососей
14 Июл 2020
Рыбохозяйственная отрасль России: стабильность, несмотря на пандемию
14 Июл 2020
В Ярославской области прошел Рыбохозяйственный совет
14 Июл 2020
За последние десять лет доля России в мировом продовольственном экспорте выросла более чем в 2 раза
14 Июл 2020
Резиденты ТОР и СПВ участвуют в развитии рыбной отрасли Дальнего Востока
14 Июл 2020
Власти Приангарья предложили выращивать рыбу на территории бывшего Байкальского ЦБК
14 Июл 2020
Замглавы Росрыболовства Василий Соколов: Россия эффективно противодействует ННН-промыслу
14 Июл 2020
Ленобласть стабильно входит в тройку лидеров по выращиванию форели
14 Июл 2020
Попутали берега
14 Июл 2020
Пограничники арестовали 7 тонн рыбной продукции на «Святом Павле» в Мурманске
14 Июл 2020
В июне мурманские портовики перевалили 17 тысяч тонн рыбы
14 Июл 2020
Роспотребнадзор проверит факт мора рыбы в тюменском озере, где находили гаффскую болезнь
14 Июл 2020
Рыбный день Приморья в цифрах и фактах
14 Июл 2020
АТФ сегодня твердо держится на плаву и уверенно идет курсом на прибыльность и эффективность работы
14 Июл 2020
Рисков роста цен на продукты мы не видим
14 Июл 2020
Поздравление с Днем Рыбака врио губернатора Камчатского края
14 Июл 2020
Мурманск был и остается рыбным!
14 Июл 2020
Почти полтонны чавычи пытались вывезти браконьеры из районов промысла
14 Июл 2020
Свежую горбушу по социальной цене завезли в магазины Приморья ко Дню рыбака
14 Июл 2020
Информация Центра оперативного прогноза промысла
14 Июл 2020
Жара спровоцировала замор рыбы в Таганрогском заливе
13 Июл 2020
Чилийский производитель морепродуктов сократит выбросы СО2
13 Июл 2020
Американская компания AquaBounty начала сбор первого урожая лосося
13 Июл 2020
Two Hands и SeafoodChain продвигают блокчейн в Китае как гарант происхождения морепродуктов
13 Июл 2020
Сертификации BAP поможет китайским экспортерам речных раков
13 Июл 2020
Советские разработки помогли спасти икру карася
13 Июл 2020
Минпромторг поддержал идею переработки "просрочки"
13 Июл 2020
Сибирского осетра теперь можно поймать в Калужской области
13 Июл 2020
Амурский филиал ФГБУ «Главрыбвод» начинает выпуски молоди осетровых видов рыб
13 Июл 2020
В Большом порту Санкт-Петербурга ветконтроль прошли 15,5 тонн мороженых креветок
13 Июл 2020
В Калужской области проконтролирована отправка на экспорт более 20 тыс. тонн продукции животного происхождения
13 Июл 2020
Инфляция в России в июне замедлилась до 0,2%
13 Июл 2020
На Вилюйском лососевом рыбоводном заводе начались выпуски кижуча
13 Июл 2020
В Крыму пресечена деятельность группы, промышлявшей незаконной добычей осетровых и сбытом черной икры
13 Июл 2020
Валерий Лимаренко поздравил работников и ветеранов рыбной отрасли
13 Июл 2020
В Мурманске реализован инвестпроект строительства заводов по переработке рыбы
13 Июл 2020
Федеральные чиновники вынуждают престарелых аборигенов ездить на рыбалку
13 Июл 2020
Субсидию на строительство краболовов в ДФО не будут корректировать
13 Июл 2020
Медведев призвал пресечь нелегальный вывоз продукции АПК в соседние страны
13 Июл 2020
В Республике Крым стартовал запуск первого и единственного в Европе инкубатора по производству малька креветки Vannamei
13 Июл 2020
На Дальнем Востоке запретили ловить лососей ставными неводами и плавными сетями
13 Июл 2020
Денис Мантуров объяснил высокую долю импортного оборудования в промысловых судах
13 Июл 2020
РСПП предложил переработать доклад о состоянии конкуренции за 2019 год
13 Июл 2020
«Ковидная» стратегия
12 Июл 2020
С Днем рыбака. С праздником!
10 Июл 2020
Пелагическая путина: вылов иваси и скумбрии на Дальнем Востоке вырос в 5 раз к уровню 2019 года
10 Июл 2020
Китай усиливает борьбу с незаконным ловом рыбы на реке Янцзы
10 Июл 2020
Запущен первый в Японии проект AIP по выращиванию пагеля
10 Июл 2020
Объемы и цены на некоторые свежие морепродукты на рыбных рынках Токио в мае 2020 года

Подписка на новости

Неладно что-то в рыбном королевстве…

7981
Эксклюзив

Это письмо я получил по социальным сетям – оно гуляет там уже полмесяца, обсуждается, но, судя по реакции рыбацкой общественности, в этих кругах остается неизвестным.

Я знаю Сергея Андреевича Путилова, бывшего заместителя начальника Камчатрыбвода, лично и прекрасно понимаю, что написать такое письмо его заставили какие-то чрезвычайные причины, когда происходящие на Камчатке события, связанные с рыбной отраслью, показывают со всей откровенной очевидностью насколько прогнила система управления и к каким пагубным последствиям все это может привести в стране.

Я прекрасно понимаю и отдаю себе полный отчет в том, что автором этого письма двигали и личные мотивы, касающиеся конкретных личностей, указанных в данном письме. Но имена названы, на непристойные их деяния указано, поэтому теперь это дело компетентных органов разобраться в тех обвинениях, которые касаются конкретных лиц. Мир, конечно, наполнен различными слухами, которые косвенно подтверждают авторскую правоту, но мы готовы опубликовать самые различные мнения по этому поводу тех лиц, которые будут проводить соответствующие разбирательства. Тем более, что письмо отправлено Первому лицу государства…

Сергей Вахрин,
главный редактор сайта «Рыба Камчатского края»

13112018_720.jpg

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Обращаюсь к Вам по вопросам недостатков в организации деятельности Федерального Агентства по рыболовству (ФАР) в части обеспечения населения рыбой и морепродуктами, которое несомненно является главной задачей рыбной отрасли.

Очевидно, что основной причиной этого являются грубые просчёты в подборе кадров руководящего состава ФАР и его структурных подразделений. При должной организации комплектования кадров большинство нерешаемых в течение многих лет вопросов просто не возникло бы, т.к. любой эффективный вид деятельности предполагает участие профессионалов.

Назначение руководителями ФАР людей, не имеющих опыта работы в рыбной промышленности является стратегической ошибкой. Примером этому служат события последних лет. Так в 2007г. руководителем Госкомрыболовства, а впоследствии ФАР был назначен А.Крайний, в 2014г. И.Шестаков. Назначение этих руководителей, не имевших ранее отношения к рыбной отрасли, а также последующие назначения ими руководителей территориальных подразделений ФАР ни к чему хорошему привести не могли и не привели в итоге, обрекли рыбную отрасль на долговременный, продолжающийся и ныне кризис, характеризующийся в частности провалом Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса РФ в части обеспечения населения доступной рыбопродукцией.

Итоги кадровой политики. Показателен в данном отношении Камчатский край, крупнейший рыбодобывающий регион России. В 2007 г. А.Крайним руководителем Северо Восточного территориального управления ФАР (СВТУ ФАР) был назначен бывший полковник МВД Е.Широков, хорошо известный населению края как криминальный авторитет в погонах, владелец нескольких крупных рыбопромышленных предприятий (оформленных естественно на родственников), организатор преступных схем браконьерского промысла. Из каких соображений состоялось его назначение стало понятно при проведении в 2008г. конкурсов по закреплению рыбопромысловых участков (РПУ) на долговременной основе. Конкурсы сопровождались денежными поборами участников, причем это происходило почти легально, расценки были известны всем. Излишне говорить о том, что предприятия Широкова получили лучшие РПУ. Отдельная тема - это выделение участков для ведения спортивного - любительского рыболовства, где большинство участков через подставных лиц также досталось Широкову. Следует заметить, что некоторые из участков имеют протяжённость в несколько десятков километров, не редко от устьев рек до самых истоков, где расположены нерестилища лососёвых, что не допустимо. Итогом этих конкурсов стало то, что в Камчатском крае практически не осталось доступных рыбохозяйственных водоёмов общего пользования. Данное обстоятельство повсеместно вызывает справедливое недовольство населения.

В дальнейшем Широковым была установлена следующая схема. При ведении промысла предприятия через доверенных лиц должны были платить определённую, установленную им сумму, буквально за каждый килограмм выловленной рыбы, что давало предприятиям возможность безнаказанно нарушать Правила рыболовства. Так работал этот деятельный страж закона до 2014г., пока на должность руководителя ФАР не был назначен И.Шестаков.

Е.Широков был уволен и тут же назначен губернатором на должность руководителя Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края.

В 2014г. И.Шестаковым на должность руководителя СВТУ ФАР был назначен А.Христенко, до этого владелец группы негосударственных охранных предприятий «Арес» в Ленинградской области. Этот руководитель, не имея ни малейшего представления о рыбоохране и организации рыбного промысла, начал с того, что избавился практически от всех ранее работавших инспекторов, рыбоводов и других специалистов, он произвёл почти 100% замену кадрового состава Управления. Результатом этих реформ стало полное отсутствие рыбоохраны в крае, продолжавшееся несколько лет, органы рыбоохраны окончательно утратили наработанный ранее годами авторитет.

Апофеозом организации работы Управления стало назначение А.Христенко в 2016г. своим помощником И.Шайхова, фактического владельца одной из самых крупных рыбопромышленных компаний - ООО «Лойд-Фиш», бывшего советника губернатора Кузьмицкого (2007г.), затем заместителя председателя правительства - министра рыбного хозяйства Камчатского края (2008г.), который после проведения конкурса по закреплению РПУ на долговременной основе (участвовал в работе конкурсной комиссии в качестве заместителя председателя), был вынужден уйти с должности министра по причине предоставления им подложных документов об образовании, что получило широкую огласку в местных средствах массовой информации, однако никаких оргвыводов в отношении И.Шайхова не последовало.

Вновь принятый на госслужбу чиновник организовал рыбоохранную работу в Камчатском крае следующим образом. Была создана Ассоциация рыбопромышленников «Река Большая», председателем правления которой стал родственник И.Шайхова Э.Шайхов. В ассоциацию вошли несколько крупных рыбных компаний, в том числе и принадлежащие бывшему руководителю СВТУ ФАР Е.Широкову. Ассоциация декларирует основной своей задачей борьбу с браконьерством, работа организуется следующим образом. Комплектуются оперативные группы, в которые входят государственный инспектор рыбоохраны и несколько человек общественных инспекторов, главным образом это сотрудники частных охранных предприятий Ленинградской области, которым Ассоциация платит зарплату, превышающую зарплату госинспекторов в среднем в два раза, оплачивает проезд, питание и т.п., естественно, что и услуги самих охранных предприятий тоже оплачиваются. При этом вся работа направлена только на пресечение нарушений Правил рыболовства гражданами, рыбопромышленные компании (юридические лица) работают практически бесконтрольно, что наглядно показала лососёвая путина 2018г.

Неудовлетворительная организация промысла при массовом подходе горбуши в 2018г. привела к тому, что береговые предприятия и суда были не в состоянии переработать вылавливаемую рыбу, которая тысячами тонн выбрасывалась в море и на берегу, причём почти все рыбоперерабатывающие заводы перешли на заготовку лососёвой икры в чистом виде, при этом рыба потрошилась и выбрасывалась (видеосюжеты об этом заполнили интернет), это происходило повсеместно на западном побережье Камчатки. Однако руководством СВТУ ФАР не были приняты меры для пресечения этой незаконной деятельности, инспекторами рыбоохраны не составлено ни одного протокола по этому поводу, ни одному предприятию не предъявлен ущерб. В то же время местное население и граждане относящиеся к коренным народам севера не могли свободно вылавливать рыбу для собственных нужд, что крайне негативно сказалось на отношении к органам рыбоохраны, вызвало небывалый рост социальной напряжённости. По центральному телевидению проходили сюжеты, где представители ФАР утверждали, что выброшенная рыба, заснятая в видеороликах населением, это дело рук браконьеров. Данное утверждение абсурдно по причине того что вываливать рыбу машинами, десятками и сотнями тонн могут только рыбодобывающие предприятия, да и наличие выброшенной в таком количестве рыбы «браконьерского» происхождения свидетельствует лишь о том, что никакой борьбы с браконьерством на Камчатке нет и в помине. Во всяком случае, факт массовой порчи рыбы, особо ценных лососёвой видов, неоспорим. Несмотря на заявления представителей МВД и прокуратуры не расследован ни один случай выброса рыбы, виновные не привлечены к ответственности.

Таким образом:

В результате не продуманной кадровой политики комплектования руководящего состава ФАР, в органах рыбоохраны Камчатского края на протяжении ряда лет существовали преступные схемы организации незаконного промысла. В настоящее время сложилась коррупционная схема, где одним из руководителей федерального органа исполнительной власти СВТУ ФАР является представитель рыбного бизнеса И.Шайхов, который лоббирует интересы крупных рыбопромышленников, оказывающих финансовую поддержку частному охранному бизнесу, к которому, очевидно, имеет отношение руководитель СВТУ ФАР А.Христенко. Свидетельством взаимовыгодного сотрудничества рыбопромышленников и руководства СВТУ ФАР, которое выражается в отсутствии контроля промысловой деятельности юридических лиц, является тот факт, что с 2008г. по настоящее время ни одно предприятие не было лишено права пользования РПУ за нарушение Правил рыболовства, не смотря на то, что поводов к этому было более чем достаточно, особенно в 2018г. Следует заметить также, что руководством СВТУ ФАР на протяжении многих лет и по настоящее время не решаются вопросы организации рыбного промысла для собственных нужд населением и гражданами, относящимися к коренным народам севера.

Не смотря на рекордный по сравнению с предыдущими годами вылов лососёвых, на внутреннем рынке страны цены на рыбу остались на прежнем высоком уровне или снизились незначительно, основными причинами этого является то, что большая часть рыбопродукции уходит на экспорт, а также неуёмные аппетиты представителей оптовой и розничной торговли. Деятельность ФАР по организации обеспечения населения рыбой и морепродуктами по доступным ценам нельзя оценить положительно. Централизованные поставки рыбы потребителю через сеть государственных магазинов «Океан» остаются несбыточной мечтой. Объективно, руководство ФАР не в состоянии самостоятельно решить эту проблему или хотя бы предложить варианты её решения. Рассчитывать на то, что предприниматели самостоятельно пойдут на встречу отечественному потребителю не приходится, это наглядно показывает весь обозримый период пользования рыбными ресурсами коммерческими предприятиями с частным капиталом. Налицо необходимость государственного регулирования с целью обеспечения продовольственной безопасности Страны, улучшения уровня жизни населения.

Считаю, что на первом этапе одним из возможных вариантов решения этого вопроса могло бы стать принятие нормативно-правового акта, обязывающего рыбопромышленников отпускать продукцию в первую очередь на внутренний рынок в требуемом количестве и ассортименте, исходя из желаемой годовой нормы потребления на одного человека и пропорционально выделенным конкретному предприятию лимитам. Необходимо, чтобы данное положение стало непременным условием предоставления права на ведение промысла, вплоть до наделения ФАР либо другой государственной структуры полномочиями предоставлять предприятиям разрешения на экспорт рыбопродукции. Это позволит также увеличить собираемость налогов, т.к. при продаже рыбы за границу предприятия занижают полученную прибыль в несколько раз. Необходимо также обратить внимание на ценообразование, в качестве чрезвычайной меры установить торговым организациям максимально возможный процент прибыли (крупным торговым сетям во всяком случае), ну и конечно решить транспортные проблемы по доставке рыбопродукции потребителю.

Считаю также, что необходимо рассмотреть вопрос о возврате к прежней структуре рыбной отрасли, существовавшей до перестроечных «реформ», ведь оглядываясь назад мы не находим в ней изъянов, по настоящее время никто ничего лучшего предложить не смог. А это значит создать Министерство рыбного хозяйства, увеличить долю государственных рыбодобывающих предприятий, что позволит достичь прежнего уровня добычи рыбы, решить вопросы пополнения бюджета, а значит государственного финансирования отрасли, избежать бесконечной чехарды с распределением лимитов, которая «кормит» уйму чиновников, и многих других проблем. Нужно признать, наконец, что бесконечные эксперименты с реорганизацией управления отрасли ни к чему хорошему не привели, существовавшая ранее структура рыбной промышленности была наиболее эффективной, что позволяло стабильно работать и направлять все усилия на достижение наиболее высоких производственных показателей.

Не уверен, что предложенное мной не имеет изъянов, очевидно одно - тема неудовлетворительного состояния рыбной отрасли настолько важна, что требует немедленного решения с привлечением профессионалов, имеющих большой опыт работы в рыбной промышленности, а возможно и Вашего прямого вмешательства. Надеюсь, что объективно оценил изложенную ситуацию, т.к. имею достаточный опыт работы в органах рыбоохраны. Прошу Вас рассмотреть моё обращение по-существу.

29.10.2018
С.А.Путилов


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Июль   <  2020 г.