Последние публикации

27 Ноя 2020
Икорного короля взяли за жабры
27 Ноя 2020
Придорожная торговля рыбой и икрой попала под санкции
27 Ноя 2020
Итоги контрольно-надзорной деятельности в период лососевой путины 2020 года.
27 Ноя 2020
В поисках точки опоры
27 Ноя 2020
Мурманская компания увеличит производство филе рыбы за счет постройки траулера в 2022 году
27 Ноя 2020
О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота
27 Ноя 2020
Цена экспорта филе выращенной трески из Норвегии продолжает расти при снижении уровня поставок
27 Ноя 2020
О задержании 3526 кг рыбы без ветеринарных сопроводительных документов
27 Ноя 2020
В Мьянме запущен проект «умного» совместного управления рыбными запасами
27 Ноя 2020
Подводные технологии помогут бороться с незаконным промыслом в Австралии
27 Ноя 2020
Под сомнительный треск льда на озере Буссе собралось не меньше сотни рыбаков
27 Ноя 2020
2 тонны рыбы-лапши зашло в сети сахалинских добытчиков
27 Ноя 2020
Как прошел нерестовый период?
27 Ноя 2020
В Челябинске подвели итоги рыбоохранной работы и наградили инспекторов
27 Ноя 2020
Более 50 тысяч сеголеток черного амура выпустили в озера Песьво и Удомля Тверской области
27 Ноя 2020
За январь-октябрь 2020 года объем экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов вырос на 7%
26 Ноя 2020
Почти 40 тыс. мальков черноморского лосося выпустили в реку Мзымта в Сочи
26 Ноя 2020
На Сахалине рыбаки массово проваливаются под лед озера Буссе в погоне за корюшкой
26 Ноя 2020
На Ямале впервые создадут цех по производству рыбной муки
26 Ноя 2020
На Вологодчине выращено более 600 тонн товарной рыбы
26 Ноя 2020
Предприятиям-экспортёрам на Камчатке планируют возмещать часть затрат на доставку экспортной продукции
26 Ноя 2020
403 тонны углохвостой креветки добыли сахалинские рыбаки
26 Ноя 2020
Ожидается, что в этом году вьетнамский экспорт пангасиуса вырастет до 1,5 млрд долл. США
26 Ноя 2020
Партия икры морского ежа из Мурманска направлена на промышленную переработку
26 Ноя 2020
Спрос на норвежскую мороженую скумбрию вырос на 19 процентов
26 Ноя 2020
Датская AKVA заключила крупную сделку по проекту аквакультуры лосося в Китае
26 Ноя 2020
В Северо-Охотоморской подзоне убили на 34 морских зайца больше, чем было можно
26 Ноя 2020
Двое охинцев выудили на реке Булкунар 517 тушек горбуши и кеты
26 Ноя 2020
Три новых причала введут в эксплуатацию в мае следующего года
26 Ноя 2020
На 23 ноября российские рыбаки добыли свыше 4,5 млн тонн водных биоресурсов
26 Ноя 2020
Суды встают на защиту прав рыбоводных хозяйств
26 Ноя 2020
На водоемах УрФО инспекторами рыбоохраны за неделю выявлено более 70 нарушений
25 Ноя 2020
Трутнев: Конфликта между рыбаками и бизнесом на Дальнем Востоке нет
25 Ноя 2020
Более 600 кг черной икры задержали на трассе в Иркутской области
25 Ноя 2020
Промысловые компании Сахалина начали реализовывать свежую рыбу по доступной цене
25 Ноя 2020
«Вкусы России»: поддержим камчатскую продукцию!
25 Ноя 2020
Красный прилив
25 Ноя 2020
Сахалин поддержал инициативу по закрытию российских портов для судов-браконьеров
25 Ноя 2020
Тонну курильского минтая не выпустили из Омской области в Казахстан
25 Ноя 2020
Власти Удмуртии до 2025 года планируют вложить почти 350 млн рублей в производство рыбы
25 Ноя 2020
Восстановить прибрежный промысел
25 Ноя 2020
Еще двум компаниям из Мурманской области одобрены заявки на получение статуса резидента Арктической зоны РФ
25 Ноя 2020
Российская рыбопродукция ждет согласования ветсертификатов с Египтом
25 Ноя 2020
Организована проверка по факту происшествия с рыболовецкими судами в Баренцевом море
25 Ноя 2020
Трагедия реки Камчатки
25 Ноя 2020
Проект Роспотребнадзора о новых требованиях к маркировке продуктов раскритиковали
25 Ноя 2020
Путин подписал закон об упрощении возврата НДС при экспорте рыбы
25 Ноя 2020
Омуля в Байкале все больше, но до разрешения рыбной ловли еще далеко
25 Ноя 2020
Россия и Республика Беларусь обсудили вопросы охраны и рационального использования водных биоресурсов
25 Ноя 2020
Вылов пелагических видов рыб на 96% превышает показатели прошлого года

Подписка на новости

Неладно что-то в рыбном королевстве…

8622
Эксклюзив

Это письмо я получил по социальным сетям – оно гуляет там уже полмесяца, обсуждается, но, судя по реакции рыбацкой общественности, в этих кругах остается неизвестным.

Я знаю Сергея Андреевича Путилова, бывшего заместителя начальника Камчатрыбвода, лично и прекрасно понимаю, что написать такое письмо его заставили какие-то чрезвычайные причины, когда происходящие на Камчатке события, связанные с рыбной отраслью, показывают со всей откровенной очевидностью насколько прогнила система управления и к каким пагубным последствиям все это может привести в стране.

Я прекрасно понимаю и отдаю себе полный отчет в том, что автором этого письма двигали и личные мотивы, касающиеся конкретных личностей, указанных в данном письме. Но имена названы, на непристойные их деяния указано, поэтому теперь это дело компетентных органов разобраться в тех обвинениях, которые касаются конкретных лиц. Мир, конечно, наполнен различными слухами, которые косвенно подтверждают авторскую правоту, но мы готовы опубликовать самые различные мнения по этому поводу тех лиц, которые будут проводить соответствующие разбирательства. Тем более, что письмо отправлено Первому лицу государства…

Сергей Вахрин,
главный редактор сайта «Рыба Камчатского края»

13112018_720.jpg

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Обращаюсь к Вам по вопросам недостатков в организации деятельности Федерального Агентства по рыболовству (ФАР) в части обеспечения населения рыбой и морепродуктами, которое несомненно является главной задачей рыбной отрасли.

Очевидно, что основной причиной этого являются грубые просчёты в подборе кадров руководящего состава ФАР и его структурных подразделений. При должной организации комплектования кадров большинство нерешаемых в течение многих лет вопросов просто не возникло бы, т.к. любой эффективный вид деятельности предполагает участие профессионалов.

Назначение руководителями ФАР людей, не имеющих опыта работы в рыбной промышленности является стратегической ошибкой. Примером этому служат события последних лет. Так в 2007г. руководителем Госкомрыболовства, а впоследствии ФАР был назначен А.Крайний, в 2014г. И.Шестаков. Назначение этих руководителей, не имевших ранее отношения к рыбной отрасли, а также последующие назначения ими руководителей территориальных подразделений ФАР ни к чему хорошему привести не могли и не привели в итоге, обрекли рыбную отрасль на долговременный, продолжающийся и ныне кризис, характеризующийся в частности провалом Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса РФ в части обеспечения населения доступной рыбопродукцией.

Итоги кадровой политики. Показателен в данном отношении Камчатский край, крупнейший рыбодобывающий регион России. В 2007 г. А.Крайним руководителем Северо Восточного территориального управления ФАР (СВТУ ФАР) был назначен бывший полковник МВД Е.Широков, хорошо известный населению края как криминальный авторитет в погонах, владелец нескольких крупных рыбопромышленных предприятий (оформленных естественно на родственников), организатор преступных схем браконьерского промысла. Из каких соображений состоялось его назначение стало понятно при проведении в 2008г. конкурсов по закреплению рыбопромысловых участков (РПУ) на долговременной основе. Конкурсы сопровождались денежными поборами участников, причем это происходило почти легально, расценки были известны всем. Излишне говорить о том, что предприятия Широкова получили лучшие РПУ. Отдельная тема - это выделение участков для ведения спортивного - любительского рыболовства, где большинство участков через подставных лиц также досталось Широкову. Следует заметить, что некоторые из участков имеют протяжённость в несколько десятков километров, не редко от устьев рек до самых истоков, где расположены нерестилища лососёвых, что не допустимо. Итогом этих конкурсов стало то, что в Камчатском крае практически не осталось доступных рыбохозяйственных водоёмов общего пользования. Данное обстоятельство повсеместно вызывает справедливое недовольство населения.

В дальнейшем Широковым была установлена следующая схема. При ведении промысла предприятия через доверенных лиц должны были платить определённую, установленную им сумму, буквально за каждый килограмм выловленной рыбы, что давало предприятиям возможность безнаказанно нарушать Правила рыболовства. Так работал этот деятельный страж закона до 2014г., пока на должность руководителя ФАР не был назначен И.Шестаков.

Е.Широков был уволен и тут же назначен губернатором на должность руководителя Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края.

В 2014г. И.Шестаковым на должность руководителя СВТУ ФАР был назначен А.Христенко, до этого владелец группы негосударственных охранных предприятий «Арес» в Ленинградской области. Этот руководитель, не имея ни малейшего представления о рыбоохране и организации рыбного промысла, начал с того, что избавился практически от всех ранее работавших инспекторов, рыбоводов и других специалистов, он произвёл почти 100% замену кадрового состава Управления. Результатом этих реформ стало полное отсутствие рыбоохраны в крае, продолжавшееся несколько лет, органы рыбоохраны окончательно утратили наработанный ранее годами авторитет.

Апофеозом организации работы Управления стало назначение А.Христенко в 2016г. своим помощником И.Шайхова, фактического владельца одной из самых крупных рыбопромышленных компаний - ООО «Лойд-Фиш», бывшего советника губернатора Кузьмицкого (2007г.), затем заместителя председателя правительства - министра рыбного хозяйства Камчатского края (2008г.), который после проведения конкурса по закреплению РПУ на долговременной основе (участвовал в работе конкурсной комиссии в качестве заместителя председателя), был вынужден уйти с должности министра по причине предоставления им подложных документов об образовании, что получило широкую огласку в местных средствах массовой информации, однако никаких оргвыводов в отношении И.Шайхова не последовало.

Вновь принятый на госслужбу чиновник организовал рыбоохранную работу в Камчатском крае следующим образом. Была создана Ассоциация рыбопромышленников «Река Большая», председателем правления которой стал родственник И.Шайхова Э.Шайхов. В ассоциацию вошли несколько крупных рыбных компаний, в том числе и принадлежащие бывшему руководителю СВТУ ФАР Е.Широкову. Ассоциация декларирует основной своей задачей борьбу с браконьерством, работа организуется следующим образом. Комплектуются оперативные группы, в которые входят государственный инспектор рыбоохраны и несколько человек общественных инспекторов, главным образом это сотрудники частных охранных предприятий Ленинградской области, которым Ассоциация платит зарплату, превышающую зарплату госинспекторов в среднем в два раза, оплачивает проезд, питание и т.п., естественно, что и услуги самих охранных предприятий тоже оплачиваются. При этом вся работа направлена только на пресечение нарушений Правил рыболовства гражданами, рыбопромышленные компании (юридические лица) работают практически бесконтрольно, что наглядно показала лососёвая путина 2018г.

Неудовлетворительная организация промысла при массовом подходе горбуши в 2018г. привела к тому, что береговые предприятия и суда были не в состоянии переработать вылавливаемую рыбу, которая тысячами тонн выбрасывалась в море и на берегу, причём почти все рыбоперерабатывающие заводы перешли на заготовку лососёвой икры в чистом виде, при этом рыба потрошилась и выбрасывалась (видеосюжеты об этом заполнили интернет), это происходило повсеместно на западном побережье Камчатки. Однако руководством СВТУ ФАР не были приняты меры для пресечения этой незаконной деятельности, инспекторами рыбоохраны не составлено ни одного протокола по этому поводу, ни одному предприятию не предъявлен ущерб. В то же время местное население и граждане относящиеся к коренным народам севера не могли свободно вылавливать рыбу для собственных нужд, что крайне негативно сказалось на отношении к органам рыбоохраны, вызвало небывалый рост социальной напряжённости. По центральному телевидению проходили сюжеты, где представители ФАР утверждали, что выброшенная рыба, заснятая в видеороликах населением, это дело рук браконьеров. Данное утверждение абсурдно по причине того что вываливать рыбу машинами, десятками и сотнями тонн могут только рыбодобывающие предприятия, да и наличие выброшенной в таком количестве рыбы «браконьерского» происхождения свидетельствует лишь о том, что никакой борьбы с браконьерством на Камчатке нет и в помине. Во всяком случае, факт массовой порчи рыбы, особо ценных лососёвой видов, неоспорим. Несмотря на заявления представителей МВД и прокуратуры не расследован ни один случай выброса рыбы, виновные не привлечены к ответственности.

Таким образом:

В результате не продуманной кадровой политики комплектования руководящего состава ФАР, в органах рыбоохраны Камчатского края на протяжении ряда лет существовали преступные схемы организации незаконного промысла. В настоящее время сложилась коррупционная схема, где одним из руководителей федерального органа исполнительной власти СВТУ ФАР является представитель рыбного бизнеса И.Шайхов, который лоббирует интересы крупных рыбопромышленников, оказывающих финансовую поддержку частному охранному бизнесу, к которому, очевидно, имеет отношение руководитель СВТУ ФАР А.Христенко. Свидетельством взаимовыгодного сотрудничества рыбопромышленников и руководства СВТУ ФАР, которое выражается в отсутствии контроля промысловой деятельности юридических лиц, является тот факт, что с 2008г. по настоящее время ни одно предприятие не было лишено права пользования РПУ за нарушение Правил рыболовства, не смотря на то, что поводов к этому было более чем достаточно, особенно в 2018г. Следует заметить также, что руководством СВТУ ФАР на протяжении многих лет и по настоящее время не решаются вопросы организации рыбного промысла для собственных нужд населением и гражданами, относящимися к коренным народам севера.

Не смотря на рекордный по сравнению с предыдущими годами вылов лососёвых, на внутреннем рынке страны цены на рыбу остались на прежнем высоком уровне или снизились незначительно, основными причинами этого является то, что большая часть рыбопродукции уходит на экспорт, а также неуёмные аппетиты представителей оптовой и розничной торговли. Деятельность ФАР по организации обеспечения населения рыбой и морепродуктами по доступным ценам нельзя оценить положительно. Централизованные поставки рыбы потребителю через сеть государственных магазинов «Океан» остаются несбыточной мечтой. Объективно, руководство ФАР не в состоянии самостоятельно решить эту проблему или хотя бы предложить варианты её решения. Рассчитывать на то, что предприниматели самостоятельно пойдут на встречу отечественному потребителю не приходится, это наглядно показывает весь обозримый период пользования рыбными ресурсами коммерческими предприятиями с частным капиталом. Налицо необходимость государственного регулирования с целью обеспечения продовольственной безопасности Страны, улучшения уровня жизни населения.

Считаю, что на первом этапе одним из возможных вариантов решения этого вопроса могло бы стать принятие нормативно-правового акта, обязывающего рыбопромышленников отпускать продукцию в первую очередь на внутренний рынок в требуемом количестве и ассортименте, исходя из желаемой годовой нормы потребления на одного человека и пропорционально выделенным конкретному предприятию лимитам. Необходимо, чтобы данное положение стало непременным условием предоставления права на ведение промысла, вплоть до наделения ФАР либо другой государственной структуры полномочиями предоставлять предприятиям разрешения на экспорт рыбопродукции. Это позволит также увеличить собираемость налогов, т.к. при продаже рыбы за границу предприятия занижают полученную прибыль в несколько раз. Необходимо также обратить внимание на ценообразование, в качестве чрезвычайной меры установить торговым организациям максимально возможный процент прибыли (крупным торговым сетям во всяком случае), ну и конечно решить транспортные проблемы по доставке рыбопродукции потребителю.

Считаю также, что необходимо рассмотреть вопрос о возврате к прежней структуре рыбной отрасли, существовавшей до перестроечных «реформ», ведь оглядываясь назад мы не находим в ней изъянов, по настоящее время никто ничего лучшего предложить не смог. А это значит создать Министерство рыбного хозяйства, увеличить долю государственных рыбодобывающих предприятий, что позволит достичь прежнего уровня добычи рыбы, решить вопросы пополнения бюджета, а значит государственного финансирования отрасли, избежать бесконечной чехарды с распределением лимитов, которая «кормит» уйму чиновников, и многих других проблем. Нужно признать, наконец, что бесконечные эксперименты с реорганизацией управления отрасли ни к чему хорошему не привели, существовавшая ранее структура рыбной промышленности была наиболее эффективной, что позволяло стабильно работать и направлять все усилия на достижение наиболее высоких производственных показателей.

Не уверен, что предложенное мной не имеет изъянов, очевидно одно - тема неудовлетворительного состояния рыбной отрасли настолько важна, что требует немедленного решения с привлечением профессионалов, имеющих большой опыт работы в рыбной промышленности, а возможно и Вашего прямого вмешательства. Надеюсь, что объективно оценил изложенную ситуацию, т.к. имею достаточный опыт работы в органах рыбоохраны. Прошу Вас рассмотреть моё обращение по-существу.

29.10.2018
С.А.Путилов


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Ноябрь   <  2020 г.