Последние публикации

15 Дек 2017
Хоть чучелом, хоть тушкой…
15 Дек 2017
В Московскую область поступило 450 тонн рыбных консервов под видом стройматериалов
15 Дек 2017
Без малого 3,8 тонны крабовой продукции за сутки изъяли из незаконного оборота в Приморье
15 Дек 2017
В Приморье цены на рыбу и морепродукты в 1,5-2 раза ниже рыночных
15 Дек 2017
Специалисты Россельхознадзора приступили к инспектированию рыбоперерабатывающих предприятий Вьетнама
15 Дек 2017
Росрыболовство может войти в периметр реформы контрольно-надзорной деятельности в РФ
15 Дек 2017
Министры ВТО договорились к 2019 году разработать правила предоставления рыбных субсидий
15 Дек 2017
В Охотском ТУ укрепляют межведомственное взаимодействие для контроля и надзора за прибрежным и промышленным рыболовством
15 Дек 2017
Уловы, добытые в открытом море СЗТО, необходимо доставлять на российский берег
15 Дек 2017
«Я вас обманул!»: на пресс-конференцию Путина проник директор рыбокомбината
15 Дек 2017
О работе Россельхознадзора по внедрению системы электронной ветеринарной сертификации на территории Пермского края
15 Дек 2017
Во ВНИРО прошло очередное заседание НКС по минтаю и треске
15 Дек 2017
«Держи краба – 2017»
15 Дек 2017
На Бельском рыбоводном заводе посчитали икру пеляди и омуля
15 Дек 2017
Глава мурманского рыбокомбината проник к Путину под видом журналиста
15 Дек 2017
Для зарыбления водоемов Приангарья подготовят более 13 миллионов икринок пеляди и более двух миллионов – омуля
15 Дек 2017
Более 74 тыс. человек посетили «Дальневосточную ярмарку» в Москве за пять дней
15 Дек 2017
Требования к рыбе и морепродуктам обсудили в рамках деловой программы Дней Дальнего Востока в Москве
15 Дек 2017
Владимир Путин обратит внимание на проблемы жителей Байкала
15 Дек 2017
Сотрудник ВНИРО награжден высшей ведомственной наградой росрыболовства
15 Дек 2017
Система по маркировке товаров в России должна заработать с 2024 года
15 Дек 2017
Как хочется чего-нибудь и где-нибудь стырить…
15 Дек 2017
В Охотском теруправлении укрепляют межведомственное взаимодействие для контроля и надзора за прибрежным и промышленным рыболовством
14 Дек 2017
Наука обозначила вызовы и проблемы развития марикультуры на Дальнем Востоке
14 Дек 2017
Росстат подтвердил оценку роста ВВП РФ в III квартале на 1,8%
14 Дек 2017
Как оставить всю рыбную отрасль с «носом Буратино»
14 Дек 2017
Икра дешевой уже не будет
14 Дек 2017
Буксир «Мурманрыба» завершил очередную спасательную операцию в Баренцевом море
14 Дек 2017
В Приморье в 2018 году откроется научно-производственный центр марикультуры
14 Дек 2017
Больше центнера краба изъято в лодочных гаражах в поселке Авача
14 Дек 2017
Мировая наука определила пути оценки запасов тихоокеанской сайры и скумбрии
14 Дек 2017
На Комиссии СТО обсудили модели для оценки запасов сайры и скумбрии
14 Дек 2017
«Страна рыбы и рыбоедов» в телеэфире: время изменено!
14 Дек 2017
Вьетнамский экспорт морепродуктов в 2017 году достигнет 8.3 млрд долларов
14 Дек 2017
Атлантический лосось подорожал в Норвегии, а цены на чилийскую продукцию сохраняют стабильность
14 Дек 2017
Падение цен на сельдь снизило доходы норвежских экспортеров
14 Дек 2017
Южнокорейский экспорт морепродуктов продолжает расти
14 Дек 2017
В г. Петропавловске-Камчатском были проведены контрольно-проверочные мероприятия
14 Дек 2017
Камчатские рыбаки спасли терпящих бедствие корейцев в Японском море
14 Дек 2017
Требуем сохранить распределение квот на добычу краба!
14 Дек 2017
Российские рыбаки добыли на 2,9% больше уровня прошлого года – преодолели показатель в 4,5 млн тонн
14 Дек 2017
Завершается строительство современного лососевого рыбоводного завода на Сахалине
14 Дек 2017
В Японском море российские рыбаки спасли трех северокорейцев
14 Дек 2017
Матрона Московская - родственница коренной камчадалки?
14 Дек 2017
Находкинский морской рыбный порт показывает рост
14 Дек 2017
В Мурманске отметили трехкратное сокращение поставок рыбы
13 Дек 2017
Рыбодобывающие предприятия Приморья освоили половину выданных квот на селедку
13 Дек 2017
Еще одно африканское судно, задержанное возле Сахалина с крабом на борту, будет конфисковано в доход РФ
13 Дек 2017
Живая и охлажденная рыба подешевела в Крыму
13 Дек 2017
О пресечении ввоза крупной партии замороженной рыбы в Астраханской области

Подписка на новости

Не стало Виктора Петровича Потапенко

3863
Эксклюзив

IMG_6698.jpg

10 августа 2016 года ушёл из жизни один из талантливейших руководителей, организаторов рыбной промышленности Камчатки – Виктор Петрович Потапенко.

Он родился далеко от Камчатки, в городе Витебске, в большой семье, 1 января 1935 года. И рано, в три года, остался без отца. После окончания средней школы, надо было учиться дальше и начинать работать, помогать семье. В 1951 – 1954 гг. учился в Клайпедской мореходной школе и получил назначение на Дальний Восток, Камчатку, что ни чуть не испугало его. Он был целеустремленный и настырный. Первые штурманские достижения начались в Камчатском траловом флоте в 1954 году – 3-ий помощник т/х «Оленск», 2-ой помощник т/х «Гомель», старший помощник капитана т/х «Баргузин». Заочно закончил УКК Камчатрыбпрома на штурмана дальнего плавания и в 1960 году назначается капитаном т/х «Плутон», затем «Вега», т/х «Корсаков», т/х «Барнаул».

1960-1963 гг. на малых «танкерах», грузовых транспортах Виктор Петрович побывал в каждом порт-пункте Камчатки, знал все условия работы, всех директоров рыбокомбинатов, особенности каждого поселка, бухты, залива. К середине 1963 года, зная организаторские способности, руководство выдвигает В.П. Потапенко начальником УКК «Камчатрыбпром». Нужны были кадры – судоводители, механики. Флот рос быстро.

31 августа 1964 года, собрав все справки о плавании, В.П. Потапенко получает диплом капитана дальнего плавания № 200/37. «Это моя первая ступень, - как-то в компании коллег сказал Виктор Петрович, - следующая – освоить руководство рыбной промышленностью». Все посмеялись над амбициозностью этого плана, но друзья ещё не представляли каким настырным может быть Виктор, и мало кто знал, что он, руководя УКК, сам сел за учебники и уже сдавал экзамены за 3-ий курс Дальрыбвтуза, делал всё молча, без всякой рекламы.

В конце 1964 года руководство выдвигает его заместителем начальника Камчатрыбпрома, доверяет одно из сложнейших дел – организацию добычи и производства продукции из Олюторской сельди в п. Пахачи, бухта Лаврова. Я будучи на годовой практике матросом СРТ «Академик Книпович» с августа по октябрь 1965 года, впервые увидел Виктора Петровича в работе. Он был начальником всей экспедиции Камчатрыбпрома в Пахачи, где работали базы посола сельди всех рыбокомбинатов Восточной Камчатки, и даже Озерновского (Запад) и более 10 колхозов. Все береговые базы в сутки принимали до 10 тысяч центнеров сельди и делали малосольную деликатесную продукцию. В конце сентября 1965 года началась отгрузка готовой продукции, на рейде Пахачи стояло до 6-8 транспортов «Востокрыбхолодфлота». Темпы отгрузки ежедневно на утреннем радиосовете задавал начальник экспедиции, в ранге заместителя КРП, тридцатилетний капитан дальнего плавания - Виктор Петрович Потапенко. Темпы отгрузки поражали. 18 сентября – 2400 тонн, 19 сентября – 3100 тонн, 20 сентября 1965 года – 4800 тонн. Даже наш СРТ-300 поисковик – Виктор Петрович задействовал на буксировку плашкоутов с продукцией от устья Пахачи до бортов транспортов, а обратно – порожние – до Устьев. Ежедневно температура наружного воздуха опускалась, а градус накала отгрузки повышался.

В 1966 году, окончив Дальрыбвтуз, Виктор Петрович стал инженером-судоводителем. Ежегодно в Камчатрыбпроме Виктор Петрович решал задачи поставки материально-технического снабжения на рыбокомбинаты побережья и вывоза рыбопродукции. Каждый год росли объемы вылова, выпуска рыбопродукции и консервов.

В 1973 году, когда И.П. Черниговского избрали председателем горисполкома и на УТРФ потребовался новый начальник, сомнений не было. Это был В.П. Потапенко. Он получил первое дело, одну часть целого и стал спокойно и добротно строить Траловый флот.

Я встретил Виктора Петровича в новой должности уже будучи старпомом ПБ «Арктика» («Орочон»). Рос траловый флот, на смену СРТ – пришли СРТМ (1969), с 1974 – сейнеры-траулеры. Пополнялись плавбазы. Виктор Петрович обновлял капитанский корпус, требовались молодые капитаны. Он не боялся молодых, он сам их «делал» будучи судовладельцем. Не побоялся он в сентябре 1976 года доверить нам 300 человек экипажа ПБ «Комсомольск-на-Амуре» в 29 лет или Юрию Анатольевичу Гесли в 30 лет и многих других. Он был современным. Он всё время подталкивал нас к новаторству:

- раскатка лососевой икры в банку

- выпуск «печени минтая натуральной»

- выпуск «сельдь-кусочки в маринаде»

- сельдь-иваси – пресервы в конических банках.

Это далеко не полный перечень новой рыбопродукции, которую мы начали выпускать при Потапенко.

Ежегодно в феврале-апреле он пропадал в Охотоморской экспедиции. Был он и у меня на ПБ «Советская Бурятия». По его поведению было видно, что он не потерял капитанских привычек, он о плавбазах отзывался как-то Ласково, с Любовью. В его время не было таких красавиц-плавбаз, а иначе он обязательно бы освоил такую. Но что же он прошел эту ступень, и теперь у него следующая – руководить капитанами. Я не скажу, что все боялись нового начальника, но уважали – это точно. Он имел хорошую память и на балансовых комиссиях, после рейсов мы, капитан-директора плавбаз – это ощущали сполна.

В 1980 году я перешел работать в Камчатрыбпром. Мы простились по-деловому. Однако в сентябре 1980 В.П. Потапенко был назначен Генеральным директором ПО «Камчатрыбпром». Таким образом на «взятие» этой крепости Виктору Петровичу потребовалось всего 15 лет. Мне удалось 4 года проработать в Камчатрыбпроме с Виктором Петровичем, а остальное время дружить – и 24 года Потапенко держал флаг «Камчатрыбпрома» на карте «Камчатки»

Последние годы при Советах были потрачены на ликвидацию бараков в городе, в том числе и на побережье. По инициативе В.П. Потапенко резко увеличилось строительство жилья (поселок Дачный, улица Чубарова).

Какой характер был у Виктора Петровича? Непростой, он не терпел болтовни, не терпел «шапкозакидательства» и людей зараженных этим. Уважал деловых людей, людей целеустремленных, таких, каким был сам.

Мало кто знает, что в 1962 году, будучи капитаном ТК «Вега» попал в жестокий шторм на переходе на западный берег. Сутки – экипаж лежит. На мостике только капитан и матрос-курсант Юра Квалюнас, будущий знаменитый капитан-снайпер кошелькового промысла, в машине – старший механик. Пошли вторые сутки. Экипаж лежит. Капитан Потапенко В.П. знает, чтобы экипаж поднялся после шторма – надо его накормить. Как? Повар не поднимается вторые сутки. Виктор Петрович оставляет матроса на мостике, а сам надевает фартук и через 1,5 часа наваристая рисовая каша с тушенкой заполнила своим духом коридоры судна. Капитан сам прошел по каютам, разложил кашу по мискам, всем дал по ложке. К вечеру шторм стих, экипаж постепенно оживает и расходится по вахтам. Вот такой был капитан В.П. Потапенко. Вот такой руководитель в сентябре 1980 год возглавил ПО «Камчатрыбпром».

Во время работы в Тралфлоте Виктор Петрович заставлял нас всё время считать эффективность промысловых путин, будь то минтай, сельдь, лосось или иваси. Мы думаем, что сначала он сам считал, потому что очень быстро он указывал на наши просчеты. Он очень мягко втягивал нас в орбиту экономики производства и быстро добивался положительных результатов. Когда он возглавил ПО «Камчатрыбпром», то в нём открылись новые черты стратега, вдумчивого аналитика. Когда после очередной министерской проверки, в обкоме специалист из центра нарисовал свою перспективу развития Камчатки, и сначала все поддержали, он встал и за десять минут напрочь разгромил почти утвержденный план. Так мог поступить только настоящий лидер. Не каждому такое под силу. А он мог и оказался прав.

Отпуская меня в Академию в 1984 году, он чувствовал, что я уже не вернусь. По-отечески пожелал удачи. До последних его дней мы встречались, и всегда я восхищался его памятью, оригинальностью суждений и тонким юмором. Книгу «Камчатрыбпром-Дальрыба», вышедшую в 2013 году, я посвятил эпохе именно В.П. Потапенко. И первый экземпляр был вручен лично Виктору Петровичу.

А потом была перестройка. Смена формации. И здесь В.П. Потапенко не опустил руки, более 20 лет продолжал руководить ОАО «Камчатрыбпром» пока не передал дела сыновьям. Не скоро достигнет Камчатка улова в 1 млн. тонн, производства консервов в 350 млн. банок. В.П. Потапенко отдал Камчатке весь свой потенциал специалиста и человека, до последней капли. С его именем связаны многие достижения в экономике, строительстве, торговле. Он был предан ей до Конца. И обязанность её жителей сохранить память об этом незаурядном, уникальном человеке в улицах, аллеях, площадях. Навсегда!

Александр Якунин,
Капитан дальнего плавания

с. Пахача. Рыбокомбинат Олюторский
В.П. Потапенко прилетел Пахачи по депутатским делам
В гостях у В.П. Потапенко
31 января 2008 г. Награждение В.П. Потапенко памятной медалью 100-летие А.А. Ишкова (Б.Чанцев, А.Якунин)
Не стало Виктора Петровича Потапенко
Не стало Виктора Петровича Потапенко
Встреча с редактором сайта Fishkamchatka С.И. Вахрина

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 <  Декабрь   <  2017 г.