Последние публикации

18 Июл 2018
В заливе Анива началась лососевая путина
18 Июл 2018
Ученые отслеживают с воздуха подходы лососей в реку Амур
18 Июл 2018
Фрегат «Паллада» будет задействован в культурной программе Морского салона во Владивостоке
18 Июл 2018
Михаил Иваник провел заседание межведомственной рабочей группы с Пограничной службой ФСБ России
18 Июл 2018
Ученые спрогнозировали ход развития пелагической путины: рекомендовано освоить 415 тыс. тонн скумбрии, сардины и сайры
18 Июл 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.07.2018-12.07.2018
18 Июл 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 27-я неделя 2018 г
18 Июл 2018
Экспорт норвежского лосося 02.07.18-08.07.18
18 Июл 2018
Цены на сардины и скумбрию на японском рынке растут на фоне снижения поставок
18 Июл 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 28-я неделя 2018 г
17 Июл 2018
Компании Поронайского района вышли в лидеры по добыче горбуши
17 Июл 2018
ФАО представила обзорный доклад о состоянии мирового рыболовства и аквакультуры
17 Июл 2018
В заливе Анива пропала лодка с одним человеком на борту
17 Июл 2018
ВНИРО приглашает молодых ученых на очно-заочную конференцию
17 Июл 2018
Илья Шестаков посетил с рабочим визитом Бангладеш
17 Июл 2018
ВАРПЭ обратилась в Государственную Думу с просьбой приостановить рассмотрение поправок в закон «О государственной границе Российской Федерации»
17 Июл 2018
В Крыму снят сезонный запрет на лов раков
17 Июл 2018
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи: 1-22 недели 2018 г
17 Июл 2018
Китайские супермаркеты стали указывать место происхождения лосося
17 Июл 2018
Британские потребители стали есть меньше морепродуктов, но платить за них больше
17 Июл 2018
Аляска стремится удвоить экспорт минтая и лосося в Бразилию
16 Июл 2018
Идущему покорится дорога!
16 Июл 2018
Мурманские рыбопромысловые компании выступают против отмены «исторического принципа» распределения квот
16 Июл 2018
Рыбаки запротестовали гудком
16 Июл 2018
Передел рыбной отрасли грозит массовыми сокращениями работников
16 Июл 2018
В районе села Ясноморского сахалинец на самодельном плоту вышел в море и пропал
16 Июл 2018
Первый улов кижуча взяли рыбаки Северных Курил
16 Июл 2018
Сахалин и Хоккайдо обсудили совместное противодействие незаконному промыслу краба в российских и японских водах
16 Июл 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
16 Июл 2018
Глава Росрыболовства вручил ведомственные награды руководителям рыбопромышленных предприятий
16 Июл 2018
Россия добилась выгодных условий ведения промысла пелагических рыб в Конвенционном районе
16 Июл 2018
На первом заседании рабочей группы по проблемным вопросам внедрения ГИС «Меркурий» даны разъяснения по процедуре выгрузки рыбы в порту
16 Июл 2018
Камчатские браконьеры недовольны работой рыбоохраны
13 Июл 2018
Рыбной промышленности на Камчатке устроили колыбель
13 Июл 2018
Сахалинские рыболовы укоротят невода
13 Июл 2018
На Сахалине будут судить бывшего председателя рыбколхоза имени Ленина, который в течение года не платил зарплату работникам
13 Июл 2018
На Шикотане разрешена добыча горбуши рыбаками-любителями
13 Июл 2018
Студенты Дальрыбвтуза отправились на лососевую путину
13 Июл 2018
Из Калининградского морского рыбного порта барк «Крузенштерн» отправится в свой очередной рейс
13 Июл 2018
Цены на чилийского лосося в США и Бразилии продолжают снижаться
13 Июл 2018
Норвегия рассчитывает резко увеличить поставки лосося в Китай
13 Июл 2018
Норвежский атлантический лосось на 27-й неделе незначительно вырос в цене
13 Июл 2018
В приказ Минсельхоза по оформлению ветдокументов внесены нужные для аквакультуры изменения
13 Июл 2018
Экипажи рыбопромысловых судов: аукционы на вылов краба «убьют» рыбную отрасль и обанкротят предприятия
13 Июл 2018
Отраслевой ВУЗ Росрыболовства ждет новых студентов
12 Июл 2018
Вылов горбуши на Сахалине и Курилах в эту путину может в два раза превысить прогнозы
12 Июл 2018
998 нарушений выявили сотрудники рыбоохраны в Сахалинской области с начала года
12 Июл 2018
Вылов водных биоресурсов увеличился на 0,5% – до 2,53 млн тонн
12 Июл 2018
Международная выставка рыбной индустрии в Петербурге увеличится на 60% – до 13 тыс. кв. метров
12 Июл 2018
Рыбоохраной и Росгвардией изъято около 200 кг незаконно добытой нерестовой рыбы в Бурятии

Подписка на новости

Не стало Виктора Петровича Потапенко

4934
Эксклюзив

IMG_6698.jpg

10 августа 2016 года ушёл из жизни один из талантливейших руководителей, организаторов рыбной промышленности Камчатки – Виктор Петрович Потапенко.

Он родился далеко от Камчатки, в городе Витебске, в большой семье, 1 января 1935 года. И рано, в три года, остался без отца. После окончания средней школы, надо было учиться дальше и начинать работать, помогать семье. В 1951 – 1954 гг. учился в Клайпедской мореходной школе и получил назначение на Дальний Восток, Камчатку, что ни чуть не испугало его. Он был целеустремленный и настырный. Первые штурманские достижения начались в Камчатском траловом флоте в 1954 году – 3-ий помощник т/х «Оленск», 2-ой помощник т/х «Гомель», старший помощник капитана т/х «Баргузин». Заочно закончил УКК Камчатрыбпрома на штурмана дальнего плавания и в 1960 году назначается капитаном т/х «Плутон», затем «Вега», т/х «Корсаков», т/х «Барнаул».

1960-1963 гг. на малых «танкерах», грузовых транспортах Виктор Петрович побывал в каждом порт-пункте Камчатки, знал все условия работы, всех директоров рыбокомбинатов, особенности каждого поселка, бухты, залива. К середине 1963 года, зная организаторские способности, руководство выдвигает В.П. Потапенко начальником УКК «Камчатрыбпром». Нужны были кадры – судоводители, механики. Флот рос быстро.

31 августа 1964 года, собрав все справки о плавании, В.П. Потапенко получает диплом капитана дальнего плавания № 200/37. «Это моя первая ступень, - как-то в компании коллег сказал Виктор Петрович, - следующая – освоить руководство рыбной промышленностью». Все посмеялись над амбициозностью этого плана, но друзья ещё не представляли каким настырным может быть Виктор, и мало кто знал, что он, руководя УКК, сам сел за учебники и уже сдавал экзамены за 3-ий курс Дальрыбвтуза, делал всё молча, без всякой рекламы.

В конце 1964 года руководство выдвигает его заместителем начальника Камчатрыбпрома, доверяет одно из сложнейших дел – организацию добычи и производства продукции из Олюторской сельди в п. Пахачи, бухта Лаврова. Я будучи на годовой практике матросом СРТ «Академик Книпович» с августа по октябрь 1965 года, впервые увидел Виктора Петровича в работе. Он был начальником всей экспедиции Камчатрыбпрома в Пахачи, где работали базы посола сельди всех рыбокомбинатов Восточной Камчатки, и даже Озерновского (Запад) и более 10 колхозов. Все береговые базы в сутки принимали до 10 тысяч центнеров сельди и делали малосольную деликатесную продукцию. В конце сентября 1965 года началась отгрузка готовой продукции, на рейде Пахачи стояло до 6-8 транспортов «Востокрыбхолодфлота». Темпы отгрузки ежедневно на утреннем радиосовете задавал начальник экспедиции, в ранге заместителя КРП, тридцатилетний капитан дальнего плавания - Виктор Петрович Потапенко. Темпы отгрузки поражали. 18 сентября – 2400 тонн, 19 сентября – 3100 тонн, 20 сентября 1965 года – 4800 тонн. Даже наш СРТ-300 поисковик – Виктор Петрович задействовал на буксировку плашкоутов с продукцией от устья Пахачи до бортов транспортов, а обратно – порожние – до Устьев. Ежедневно температура наружного воздуха опускалась, а градус накала отгрузки повышался.

В 1966 году, окончив Дальрыбвтуз, Виктор Петрович стал инженером-судоводителем. Ежегодно в Камчатрыбпроме Виктор Петрович решал задачи поставки материально-технического снабжения на рыбокомбинаты побережья и вывоза рыбопродукции. Каждый год росли объемы вылова, выпуска рыбопродукции и консервов.

В 1973 году, когда И.П. Черниговского избрали председателем горисполкома и на УТРФ потребовался новый начальник, сомнений не было. Это был В.П. Потапенко. Он получил первое дело, одну часть целого и стал спокойно и добротно строить Траловый флот.

Я встретил Виктора Петровича в новой должности уже будучи старпомом ПБ «Арктика» («Орочон»). Рос траловый флот, на смену СРТ – пришли СРТМ (1969), с 1974 – сейнеры-траулеры. Пополнялись плавбазы. Виктор Петрович обновлял капитанский корпус, требовались молодые капитаны. Он не боялся молодых, он сам их «делал» будучи судовладельцем. Не побоялся он в сентябре 1976 года доверить нам 300 человек экипажа ПБ «Комсомольск-на-Амуре» в 29 лет или Юрию Анатольевичу Гесли в 30 лет и многих других. Он был современным. Он всё время подталкивал нас к новаторству:

- раскатка лососевой икры в банку

- выпуск «печени минтая натуральной»

- выпуск «сельдь-кусочки в маринаде»

- сельдь-иваси – пресервы в конических банках.

Это далеко не полный перечень новой рыбопродукции, которую мы начали выпускать при Потапенко.

Ежегодно в феврале-апреле он пропадал в Охотоморской экспедиции. Был он и у меня на ПБ «Советская Бурятия». По его поведению было видно, что он не потерял капитанских привычек, он о плавбазах отзывался как-то Ласково, с Любовью. В его время не было таких красавиц-плавбаз, а иначе он обязательно бы освоил такую. Но что же он прошел эту ступень, и теперь у него следующая – руководить капитанами. Я не скажу, что все боялись нового начальника, но уважали – это точно. Он имел хорошую память и на балансовых комиссиях, после рейсов мы, капитан-директора плавбаз – это ощущали сполна.

В 1980 году я перешел работать в Камчатрыбпром. Мы простились по-деловому. Однако в сентябре 1980 В.П. Потапенко был назначен Генеральным директором ПО «Камчатрыбпром». Таким образом на «взятие» этой крепости Виктору Петровичу потребовалось всего 15 лет. Мне удалось 4 года проработать в Камчатрыбпроме с Виктором Петровичем, а остальное время дружить – и 24 года Потапенко держал флаг «Камчатрыбпрома» на карте «Камчатки»

Последние годы при Советах были потрачены на ликвидацию бараков в городе, в том числе и на побережье. По инициативе В.П. Потапенко резко увеличилось строительство жилья (поселок Дачный, улица Чубарова).

Какой характер был у Виктора Петровича? Непростой, он не терпел болтовни, не терпел «шапкозакидательства» и людей зараженных этим. Уважал деловых людей, людей целеустремленных, таких, каким был сам.

Мало кто знает, что в 1962 году, будучи капитаном ТК «Вега» попал в жестокий шторм на переходе на западный берег. Сутки – экипаж лежит. На мостике только капитан и матрос-курсант Юра Квалюнас, будущий знаменитый капитан-снайпер кошелькового промысла, в машине – старший механик. Пошли вторые сутки. Экипаж лежит. Капитан Потапенко В.П. знает, чтобы экипаж поднялся после шторма – надо его накормить. Как? Повар не поднимается вторые сутки. Виктор Петрович оставляет матроса на мостике, а сам надевает фартук и через 1,5 часа наваристая рисовая каша с тушенкой заполнила своим духом коридоры судна. Капитан сам прошел по каютам, разложил кашу по мискам, всем дал по ложке. К вечеру шторм стих, экипаж постепенно оживает и расходится по вахтам. Вот такой был капитан В.П. Потапенко. Вот такой руководитель в сентябре 1980 год возглавил ПО «Камчатрыбпром».

Во время работы в Тралфлоте Виктор Петрович заставлял нас всё время считать эффективность промысловых путин, будь то минтай, сельдь, лосось или иваси. Мы думаем, что сначала он сам считал, потому что очень быстро он указывал на наши просчеты. Он очень мягко втягивал нас в орбиту экономики производства и быстро добивался положительных результатов. Когда он возглавил ПО «Камчатрыбпром», то в нём открылись новые черты стратега, вдумчивого аналитика. Когда после очередной министерской проверки, в обкоме специалист из центра нарисовал свою перспективу развития Камчатки, и сначала все поддержали, он встал и за десять минут напрочь разгромил почти утвержденный план. Так мог поступить только настоящий лидер. Не каждому такое под силу. А он мог и оказался прав.

Отпуская меня в Академию в 1984 году, он чувствовал, что я уже не вернусь. По-отечески пожелал удачи. До последних его дней мы встречались, и всегда я восхищался его памятью, оригинальностью суждений и тонким юмором. Книгу «Камчатрыбпром-Дальрыба», вышедшую в 2013 году, я посвятил эпохе именно В.П. Потапенко. И первый экземпляр был вручен лично Виктору Петровичу.

А потом была перестройка. Смена формации. И здесь В.П. Потапенко не опустил руки, более 20 лет продолжал руководить ОАО «Камчатрыбпром» пока не передал дела сыновьям. Не скоро достигнет Камчатка улова в 1 млн. тонн, производства консервов в 350 млн. банок. В.П. Потапенко отдал Камчатке весь свой потенциал специалиста и человека, до последней капли. С его именем связаны многие достижения в экономике, строительстве, торговле. Он был предан ей до Конца. И обязанность её жителей сохранить память об этом незаурядном, уникальном человеке в улицах, аллеях, площадях. Навсегда!

Александр Якунин,
Капитан дальнего плавания

с. Пахача. Рыбокомбинат Олюторский
В.П. Потапенко прилетел Пахачи по депутатским делам
В гостях у В.П. Потапенко
31 января 2008 г. Награждение В.П. Потапенко памятной медалью 100-летие А.А. Ишкова (Б.Чанцев, А.Якунин)
Не стало Виктора Петровича Потапенко
Не стало Виктора Петровича Потапенко
Встреча с редактором сайта Fishkamchatka С.И. Вахрина

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Июль   <  2018 г.