Последние публикации

24 Мар 2017
Рыбопромышленников убеждают переключить внимание с омуля и Байкала на другие объекты
24 Мар 2017
Астраханская область: в 2016 году объём выращивания рыбы в аквакультуре превысил 20 тысяч тонн
24 Мар 2017
Об опыте строительства новых судов на примере отдельной компании
24 Мар 2017
ФАС направила Президенту России доклад о мерах, направленных на ограничение роста цен на рыбу
24 Мар 2017
О попытке ввоза рыбы норвежского происхождения
24 Мар 2017
В Твери завели дело о подделке черной икры для Москвы
24 Мар 2017
Новосибирских рыботорговцев обложили миллионными штрафами
24 Мар 2017
Белорусы выдают китайскую икру за российскую
24 Мар 2017
В Воронежской области подвели итоги мониторинга качества и безопасности рыбы и морепродуктов
24 Мар 2017
Странный доклад: «Также неплохо развивается товарное рыбоводство»
23 Мар 2017
Депутаты Мурманской думы посетили с рабочим визитом Териберку
23 Мар 2017
В Мурманской области обсудили состояние и перспективы развития рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов
23 Мар 2017
Падение розничной торговли в феврале оказалось хуже прогноза
23 Мар 2017
Итоги 2016 года: кризис и консолидация российского ритейла
23 Мар 2017
Рыбаки России и Норвегии подпишут соглашение о сотрудничестве на конференции в Мурманске
23 Мар 2017
Сахалинцам предлагают послушать о донных рыбах Татарского пролива
23 Мар 2017
Совет директоров отраслевых НИИ рассмотрел ОДУ на 2018 год
23 Мар 2017
Охотоморская путина: вылов минтая достиг 700 тыс. тонн
23 Мар 2017
Руководитель Ассоциации добытчиков краба обвинил погранслужбу в ненадлежащей охране госграницы
23 Мар 2017
Возраст рыболовецких судов в Арктике приближается к 30 годам
23 Мар 2017
На Сахалине проходят слушания по делу о крушении траулера «Дальний Восток»
23 Мар 2017
Трудовой коллектив рыбного порта просит остановить банкротство предприятия
23 Мар 2017
Опубликован технический регламент ЕАЭС о безопасности рыбной продукции
23 Мар 2017
В Мурманске открылся российско-норвежский семинар по развитию судостроения
23 Мар 2017
Дагестан: в Кизлярском районе обсудили проблемы рыболовецких хозяйств
23 Мар 2017
Цены на латвийские шпроты опустились ниже цены себестоимости
23 Мар 2017
Излишек хабаровского минтая отправлен на экспорт
23 Мар 2017
Возродим легендарный Днепр. Рыба возвращается в столичные днепровские воды
23 Мар 2017
Ханты-Мансийск: администрация выделила субсидии 12-ти местным сельхозпредприятиям
23 Мар 2017
Лососевые под международным и национальном управлении
23 Мар 2017
В Москве начала работу Российско-Японская комиссия по рыбному хозяйству
22 Мар 2017
Россия и Китай обсудят результаты совместной борьбы с ННН-промыслом
22 Мар 2017
Власти Мурманска обвинили руководство рыбного порта в шантаже
22 Мар 2017
Сотрудники ФСБ изъяли незаконно добытые морепродукты
22 Мар 2017
В Красноярском крае нужно создать рыбопромысловые участки для народов Севера
22 Мар 2017
Эксперты: россияне теряют 4,4 тыс. руб. в год из-за продэмбарго РФ
22 Мар 2017
С 22-24 марта ВНИРО проведет семинар «проблемы качества и безопасности рыбной продукции»
22 Мар 2017
Байкальские нерпы в Приморском океанариуме отпраздновали день рождения рыбным тортом
22 Мар 2017
Сессия российско-китайской комиссии по рыбному хозяйству пройдет во Владивостоке
22 Мар 2017
Сегодня: сотрудничество России и Норвегии в рыбной отрасли обсудят в Мурманске
22 Мар 2017
«Востсибрыбцентр» в Бурятии в ближайшее время ликвидируют
22 Мар 2017
Замруководителя Росрыболовства Василий Соколов выступил перед коллективом ТИНРО-Центра со словами поддержки
22 Мар 2017
Икру и осетров ждет маркировка
22 Мар 2017
Площадь акваторий под аквакультуру в Крыму с момента присоединения к России увеличилась вдвое
22 Мар 2017
Во Владивостоке обсудят российско-корейские планы рыбной отрасли
22 Мар 2017
Российский рыбный рынок открыли для семи иранских предприятий
22 Мар 2017
О выявлении нарушения температурного режима при перемещении 105 тонн рыбы в Красноярском крае
22 Мар 2017
Мальков ценных пород рыб хотят массово разводить в ЮКО
22 Мар 2017
Сотрудничество России и Норвегии в рыбной отрасли обсудят в Мурманске
22 Мар 2017
«Круглый стол» на тему: «Проект федерального закона «О любительском рыболовстве»

Подписка на новости

Не стало Виктора Петровича Потапенко

2057
Эксклюзив

IMG_6698.jpg

10 августа 2016 года ушёл из жизни один из талантливейших руководителей, организаторов рыбной промышленности Камчатки – Виктор Петрович Потапенко.

Он родился далеко от Камчатки, в городе Витебске, в большой семье, 1 января 1935 года. И рано, в три года, остался без отца. После окончания средней школы, надо было учиться дальше и начинать работать, помогать семье. В 1951 – 1954 гг. учился в Клайпедской мореходной школе и получил назначение на Дальний Восток, Камчатку, что ни чуть не испугало его. Он был целеустремленный и настырный. Первые штурманские достижения начались в Камчатском траловом флоте в 1954 году – 3-ий помощник т/х «Оленск», 2-ой помощник т/х «Гомель», старший помощник капитана т/х «Баргузин». Заочно закончил УКК Камчатрыбпрома на штурмана дальнего плавания и в 1960 году назначается капитаном т/х «Плутон», затем «Вега», т/х «Корсаков», т/х «Барнаул».

1960-1963 гг. на малых «танкерах», грузовых транспортах Виктор Петрович побывал в каждом порт-пункте Камчатки, знал все условия работы, всех директоров рыбокомбинатов, особенности каждого поселка, бухты, залива. К середине 1963 года, зная организаторские способности, руководство выдвигает В.П. Потапенко начальником УКК «Камчатрыбпром». Нужны были кадры – судоводители, механики. Флот рос быстро.

31 августа 1964 года, собрав все справки о плавании, В.П. Потапенко получает диплом капитана дальнего плавания № 200/37. «Это моя первая ступень, - как-то в компании коллег сказал Виктор Петрович, - следующая – освоить руководство рыбной промышленностью». Все посмеялись над амбициозностью этого плана, но друзья ещё не представляли каким настырным может быть Виктор, и мало кто знал, что он, руководя УКК, сам сел за учебники и уже сдавал экзамены за 3-ий курс Дальрыбвтуза, делал всё молча, без всякой рекламы.

В конце 1964 года руководство выдвигает его заместителем начальника Камчатрыбпрома, доверяет одно из сложнейших дел – организацию добычи и производства продукции из Олюторской сельди в п. Пахачи, бухта Лаврова. Я будучи на годовой практике матросом СРТ «Академик Книпович» с августа по октябрь 1965 года, впервые увидел Виктора Петровича в работе. Он был начальником всей экспедиции Камчатрыбпрома в Пахачи, где работали базы посола сельди всех рыбокомбинатов Восточной Камчатки, и даже Озерновского (Запад) и более 10 колхозов. Все береговые базы в сутки принимали до 10 тысяч центнеров сельди и делали малосольную деликатесную продукцию. В конце сентября 1965 года началась отгрузка готовой продукции, на рейде Пахачи стояло до 6-8 транспортов «Востокрыбхолодфлота». Темпы отгрузки ежедневно на утреннем радиосовете задавал начальник экспедиции, в ранге заместителя КРП, тридцатилетний капитан дальнего плавания - Виктор Петрович Потапенко. Темпы отгрузки поражали. 18 сентября – 2400 тонн, 19 сентября – 3100 тонн, 20 сентября 1965 года – 4800 тонн. Даже наш СРТ-300 поисковик – Виктор Петрович задействовал на буксировку плашкоутов с продукцией от устья Пахачи до бортов транспортов, а обратно – порожние – до Устьев. Ежедневно температура наружного воздуха опускалась, а градус накала отгрузки повышался.

В 1966 году, окончив Дальрыбвтуз, Виктор Петрович стал инженером-судоводителем. Ежегодно в Камчатрыбпроме Виктор Петрович решал задачи поставки материально-технического снабжения на рыбокомбинаты побережья и вывоза рыбопродукции. Каждый год росли объемы вылова, выпуска рыбопродукции и консервов.

В 1973 году, когда И.П. Черниговского избрали председателем горисполкома и на УТРФ потребовался новый начальник, сомнений не было. Это был В.П. Потапенко. Он получил первое дело, одну часть целого и стал спокойно и добротно строить Траловый флот.

Я встретил Виктора Петровича в новой должности уже будучи старпомом ПБ «Арктика» («Орочон»). Рос траловый флот, на смену СРТ – пришли СРТМ (1969), с 1974 – сейнеры-траулеры. Пополнялись плавбазы. Виктор Петрович обновлял капитанский корпус, требовались молодые капитаны. Он не боялся молодых, он сам их «делал» будучи судовладельцем. Не побоялся он в сентябре 1976 года доверить нам 300 человек экипажа ПБ «Комсомольск-на-Амуре» в 29 лет или Юрию Анатольевичу Гесли в 30 лет и многих других. Он был современным. Он всё время подталкивал нас к новаторству:

- раскатка лососевой икры в банку

- выпуск «печени минтая натуральной»

- выпуск «сельдь-кусочки в маринаде»

- сельдь-иваси – пресервы в конических банках.

Это далеко не полный перечень новой рыбопродукции, которую мы начали выпускать при Потапенко.

Ежегодно в феврале-апреле он пропадал в Охотоморской экспедиции. Был он и у меня на ПБ «Советская Бурятия». По его поведению было видно, что он не потерял капитанских привычек, он о плавбазах отзывался как-то Ласково, с Любовью. В его время не было таких красавиц-плавбаз, а иначе он обязательно бы освоил такую. Но что же он прошел эту ступень, и теперь у него следующая – руководить капитанами. Я не скажу, что все боялись нового начальника, но уважали – это точно. Он имел хорошую память и на балансовых комиссиях, после рейсов мы, капитан-директора плавбаз – это ощущали сполна.

В 1980 году я перешел работать в Камчатрыбпром. Мы простились по-деловому. Однако в сентябре 1980 В.П. Потапенко был назначен Генеральным директором ПО «Камчатрыбпром». Таким образом на «взятие» этой крепости Виктору Петровичу потребовалось всего 15 лет. Мне удалось 4 года проработать в Камчатрыбпроме с Виктором Петровичем, а остальное время дружить – и 24 года Потапенко держал флаг «Камчатрыбпрома» на карте «Камчатки»

Последние годы при Советах были потрачены на ликвидацию бараков в городе, в том числе и на побережье. По инициативе В.П. Потапенко резко увеличилось строительство жилья (поселок Дачный, улица Чубарова).

Какой характер был у Виктора Петровича? Непростой, он не терпел болтовни, не терпел «шапкозакидательства» и людей зараженных этим. Уважал деловых людей, людей целеустремленных, таких, каким был сам.

Мало кто знает, что в 1962 году, будучи капитаном ТК «Вега» попал в жестокий шторм на переходе на западный берег. Сутки – экипаж лежит. На мостике только капитан и матрос-курсант Юра Квалюнас, будущий знаменитый капитан-снайпер кошелькового промысла, в машине – старший механик. Пошли вторые сутки. Экипаж лежит. Капитан Потапенко В.П. знает, чтобы экипаж поднялся после шторма – надо его накормить. Как? Повар не поднимается вторые сутки. Виктор Петрович оставляет матроса на мостике, а сам надевает фартук и через 1,5 часа наваристая рисовая каша с тушенкой заполнила своим духом коридоры судна. Капитан сам прошел по каютам, разложил кашу по мискам, всем дал по ложке. К вечеру шторм стих, экипаж постепенно оживает и расходится по вахтам. Вот такой был капитан В.П. Потапенко. Вот такой руководитель в сентябре 1980 год возглавил ПО «Камчатрыбпром».

Во время работы в Тралфлоте Виктор Петрович заставлял нас всё время считать эффективность промысловых путин, будь то минтай, сельдь, лосось или иваси. Мы думаем, что сначала он сам считал, потому что очень быстро он указывал на наши просчеты. Он очень мягко втягивал нас в орбиту экономики производства и быстро добивался положительных результатов. Когда он возглавил ПО «Камчатрыбпром», то в нём открылись новые черты стратега, вдумчивого аналитика. Когда после очередной министерской проверки, в обкоме специалист из центра нарисовал свою перспективу развития Камчатки, и сначала все поддержали, он встал и за десять минут напрочь разгромил почти утвержденный план. Так мог поступить только настоящий лидер. Не каждому такое под силу. А он мог и оказался прав.

Отпуская меня в Академию в 1984 году, он чувствовал, что я уже не вернусь. По-отечески пожелал удачи. До последних его дней мы встречались, и всегда я восхищался его памятью, оригинальностью суждений и тонким юмором. Книгу «Камчатрыбпром-Дальрыба», вышедшую в 2013 году, я посвятил эпохе именно В.П. Потапенко. И первый экземпляр был вручен лично Виктору Петровичу.

А потом была перестройка. Смена формации. И здесь В.П. Потапенко не опустил руки, более 20 лет продолжал руководить ОАО «Камчатрыбпром» пока не передал дела сыновьям. Не скоро достигнет Камчатка улова в 1 млн. тонн, производства консервов в 350 млн. банок. В.П. Потапенко отдал Камчатке весь свой потенциал специалиста и человека, до последней капли. С его именем связаны многие достижения в экономике, строительстве, торговле. Он был предан ей до Конца. И обязанность её жителей сохранить память об этом незаурядном, уникальном человеке в улицах, аллеях, площадях. Навсегда!

Александр Якунин,
Капитан дальнего плавания

с. Пахача. Рыбокомбинат Олюторский
В.П. Потапенко прилетел Пахачи по депутатским делам
В гостях у В.П. Потапенко
31 января 2008 г. Награждение В.П. Потапенко памятной медалью 100-летие А.А. Ишкова (Б.Чанцев, А.Якунин)
Не стало Виктора Петровича Потапенко
Не стало Виктора Петровича Потапенко
Встреча с редактором сайта Fishkamchatka С.И. Вахрина

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Март   <  2017 г.